Изгой в классе. Время бить тревогу?

метафорические ассоциативные карты

0 343

В каждом классном коллективе всегда есть популярные дети. Это те «звездочки», на которых опирается любой учитель. Они впереди, всегда инициативны, возле них всегда много других ребят, с ними хотят дружить, сидеть за одной партой, выполнять поручения.

А есть те, кто стоит у стенки один, кого не хотят брать в совместные дела, с кем не хотят играть, которого все обходят стороной. И если кого-то из них хотят посадить с одноклассником за одну парту, можно услышать шепоток: «за что мне это?» или «я с ним не хочу!». Кажется, вроде бы нормальный ребенок, но почему в его адрес направлен такой негатив?

Некоторые учителя отмахиваются: мол, это дети — сегодня дружат, завтра ссорятся, нет причин для беспокойства. Но так ли это на самом деле? Давайте представим на минуту себя в такой ситуации. Без друзей, без родных, без знакомых и приятелей. Некому сказать, что вам плохо, не с кем поделиться своими мыслями и переживаниями. Да и радостью поделиться тоже не с кем. Грустная картина.

Так и ребенок, которого отталкивают сверстники, от которого отмахиваются взрослые, чувствует себя одиноким в океане жизни. А если, дрейфуя в этом океане, пристанешь не к тому берегу? Что тогда? А что если бороться со стихией уже нет сил и помощи ждать неоткуда? Выход может быть найден не всегда правильный.

Но все это происходит не просто так, и ситуация ребенка-изгоя в коллективе — не сиюминутная проблема, и решается она не за один день. Для борьбы с возникшей ситуацией надо привлечь все заинтересованные стороны.

Первоначально эту проблему замечает классный руководитель, просто находясь в классе. Но не всегда дети-изгои заметны невооруженным глазом. Из опыта работы могу сказать: бывает, что ребенок общителен и, кажется, находит общий язык со всеми, но в результате пристального изучения классного коллектива оказывается, что он изгой.Изгой в классе. Время бить тревогу?

Для отслеживания динамики коллектива классный руководитель дважды в год проводит социометрическое исследование класса, которое позволяет выявить различные категории учащихся: «звезд», «предпочитаемых», «пренебрегаемых» и «изгоев». И именно при выявлении последнего типа учеников классный руководитель обращается к школьному психологу для поиска путей выхода из возникшей ситуации.

Задача педагога-психолога — не «зацикливаться» только на ребенке. Надо привлечь все заинтересованные стороны: родителей, учителей, учащихся класса.

Первый шаг — беседа с ребенком и диагностика его личностных качеств, уровня тревожности, коммуникативных способностей. Главная задача беседы психолога с ребенком — расположить его к себе, настроить на дальнейшую работу, но ни в коем случае не огорошивать новостью, что он изгой в классе. При такой работе особенно важно помнить об этике педагога-психолога.

Хочу поделиться хорошей техникой работы с метафорическими ассоциативными картами, которая называется «Обо мне».

Ребенку задают ряд вопросов, ответом на которые будет вытянутая из любой нейтральной колоды карта (1001 ночь, OH и пр.):
— Кто такой хороший человек, с твоей точки зрения?
— Кто такой плохой человек, с твоей точки зрения?
— Что такое дружба?
— Какими качествами должен обладать друг?
— Мой класс — какой он?
— Что я люблю в своих одноклассниках?
— Что не люблю в них?
— Чего мне не хватает для полноценного общения с одноклассниками?

Вопросы можно дополнить исходя из ситуации. Затем у ребенка спрашивают: а есть ли эти качества у тебя самого? Как они проявляются? А что ты делаешь уже сейчас, чтобы быть хорошим другом?

Метафорические карты помогают снять психологические барьеры при работе с детьми и подростками, настроить на рабочий лад. В дальнейшем эту беседу можно преобразовать в полноценную консультацию с выводами и обоснованиями. Ведь если ребенок считает, что хороший друг — это тот, кто всегда придет на помощь, но сам такого никогда не делает и устраняется от помощи, это уже повод задуматься: «Все ли я делаю верно?» и «Как сделать так, чтобы со мной дружили?». Ориентировочно таких встреч с ребенком необходимо провести три-четыре, параллельно работая по остальным направлениям.метафорические ассоциативные карты

Вторым шагом специалиста будет приглашение законных представителей ребенка для обозначения проблемного вопроса. Ведь ни для кого не секрет, что наше развитие обусловлено средой, а среда — это не только школа, но и семья. В беседе с родителями педагогу-психологу необходимо выяснить, есть ли такая проблема и дома. Ведь может быть и так, что интересы ученика просто выходят за пределы школьной жизни. Например, ребенок живет в мире спорта, или увлеченно занимается конструированием, или у него своя компания по интересам, но школьных товарищей в ней нет. И тогда задача наставника — интегрировать одну сферу жизни в другую.

Третий и один из самых важных и сложных шагов — работа по сплочению класса. Эти занятия должны быть направлены:
— на расширение знаний о своих одноклассниках, ведь зачастую, учась в одном коллективе много лет, дети не имеют представления об интересах друг друга, особенно если ребенок скромный и тихий;
— формирование доверительных отношений между членами классного коллектива;
— обучение правилам общения друг с другом;
— улучшение психологического климата в классе.

Существует множество коррекционных программ на сплочение классного коллектива. При их применении всегда требуется некий элемент балансировки, ведь что хорошо пойдет в одном классе, может никак не сработать в другом.

Но упражнение «Мое имя» с кинетическим песком (автор О.А. Терехина) срабатывает в любом коллективе.

Ученикам предлагается слепить образ своего имени и рассказать о нем: кто его придумал, в честь кого ребенка назвали, какой смысл несет его имя, как ребенку нравится, чтобы его называли. В процессе общения снимается тревожность у детей и подростков, они раскрепощаются. В неформальной и безопасной обстановке можно рассказать о себе и своих предпочтениях.

После такой работы заметны кардинальные изменения в коллективе, ведь когда о тебе знают немного больше, чем просто как тебя зовут, возникают более теплые отношения между одноклассниками.

Практические психологи не раз доказывали, что песок — очень эффективный инструмент. Опыт показывает, что его необходимо иметь в арсенале каждого школьного психолога.

Четвертый шаг по устранению социометрического статуса «изгой» — работа с классным руководителем и учителями-предметниками, которым необходимо дать рекомендации, как вести урок и на что обращать внимание при возникшей проблеме.

Необходимо провести консультацию для классного руководителя с постановкой мотивационных вопросов в контексте проблемы:
— Что вы делаете сейчас, для того чтобы ваш класс был сплоченным?
— Каким вы видите коллектив в 9-м,11-м классе?
— То, как вы работаете с классом сейчас, позволит ли добиться этих результатов?

Подводя итог, можно сказать, что никто не застрахован от появления в коллективе изгоя. Но при комплексной работе все преодолимо. Ведь каждый ребенок достоин дружбы.

Анна ПЕТКЕВИЧ
педагог-психолог,
ГУО «Гольшанская средняя школа»,
Гродненская область,
Республика Беларусь

Журнал «Школьный Психолог» № 5–6, 2019 г.

Похожие статьи

Оставьте ответ