Изгой в классе. Время бить тревогу?

метафорические ассоциативные карты

В каждом классном коллективе всегда есть популярные дети. Это те «звездочки», на которых опирается любой учитель. Они впереди, всегда инициативны, возле них всегда много других ребят, с ними хотят дружить, сидеть за одной партой, выполнять поручения.

А есть те, кто стоит у стенки один, кого не хотят брать в совместные дела, с кем не хотят играть, которого все обходят стороной. И если кого-то из них хотят посадить с одноклассником за одну парту, можно услышать шепоток: «за что мне это?» или «я с ним не хочу!». Кажется, вроде бы нормальный ребенок, но почему в его адрес направлен такой негатив?

Некоторые учителя отмахиваются: мол, это дети — сегодня дружат, завтра ссорятся, нет причин для беспокойства. Но так ли это на самом деле? Давайте представим на минуту себя в такой ситуации. Без друзей, без родных, без знакомых и приятелей. Некому сказать, что вам плохо, не с кем поделиться своими мыслями и переживаниями. Да и радостью поделиться тоже не с кем. Грустная картина.

Так и ребенок, которого отталкивают сверстники, от которого отмахиваются взрослые, чувствует себя одиноким в океане жизни. А если, дрейфуя в этом океане, пристанешь не к тому берегу? Что тогда? А что если бороться со стихией уже нет сил и помощи ждать неоткуда? Выход может быть найден не всегда правильный.

Но все это происходит не просто так, и ситуация ребенка-изгоя в коллективе — не сиюминутная проблема, и решается она не за один день. Для борьбы с возникшей ситуацией надо привлечь все заинтересованные стороны.

Первоначально эту проблему замечает классный руководитель, просто находясь в классе. Но не всегда дети-изгои заметны невооруженным глазом. Из опыта работы могу сказать: бывает, что ребенок общителен и, кажется, находит общий язык со всеми, но в результате пристального изучения классного коллектива оказывается, что он изгой. Изгой в классе. Время бить тревогу?

Для отслеживания динамики коллектива классный руководитель дважды в год проводит социометрическое исследование класса, которое позволяет выявить различные категории учащихся: «звезд», «предпочитаемых», «пренебрегаемых» и «изгоев». И именно при выявлении последнего типа учеников классный руководитель обращается к школьному психологу для поиска путей выхода из возникшей ситуации.

Задача педагога-психолога — не «зацикливаться» только на ребенке. Надо привлечь все заинтересованные стороны: родителей, учителей, учащихся класса.

Первый шаг — беседа с ребенком и диагностика его личностных качеств, уровня тревожности, коммуникативных способностей. Главная задача беседы психолога с ребенком — расположить его к себе, настроить на дальнейшую работу, но ни в коем случае не огорошивать новостью, что он изгой в классе. При такой работе особенно важно помнить об этике педагога-психолога.

Хочу поделиться хорошей техникой работы с метафорическими ассоциативными картами, которая называется «Обо мне».

Ребенку задают ряд вопросов, ответом на которые будет вытянутая из любой нейтральной колоды карта (1001 ночь, OH и пр.):
— Кто такой хороший человек, с твоей точки зрения?
— Кто такой плохой человек, с твоей точки зрения?
— Что такое дружба?
— Какими качествами должен обладать друг?
— Мой класс — какой он?
— Что я люблю в своих одноклассниках?
— Что не люблю в них?
— Чего мне не хватает для полноценного общения с одноклассниками?

Вопросы можно дополнить исходя из ситуации. Затем у ребенка спрашивают: а есть ли эти качества у тебя самого? Как они проявляются? А что ты делаешь уже сейчас, чтобы быть хорошим другом?

Метафорические карты помогают снять психологические барьеры при работе с детьми и подростками, настроить на рабочий лад. В дальнейшем эту беседу можно преобразовать в полноценную консультацию с выводами и обоснованиями. Ведь если ребенок считает, что хороший друг — это тот, кто всегда придет на помощь, но сам такого никогда не делает и устраняется от помощи, это уже повод задуматься: «Все ли я делаю верно?» и «Как сделать так, чтобы со мной дружили?». Ориентировочно таких встреч с ребенком необходимо провести три-четыре, параллельно работая по остальным направлениям. метафорические ассоциативные карты

Вторым шагом специалиста будет приглашение законных представителей ребенка для обозначения проблемного вопроса. Ведь ни для кого не секрет, что наше развитие обусловлено средой, а среда — это не только школа, но и семья. В беседе с родителями педагогу-психологу необходимо выяснить, есть ли такая проблема и дома. Ведь может быть и так, что интересы ученика просто выходят за пределы школьной жизни. Например, ребенок живет в мире спорта, или увлеченно занимается конструированием, или у него своя компания по интересам, но школьных товарищей в ней нет. И тогда задача наставника — интегрировать одну сферу жизни в другую.

Третий и один из самых важных и сложных шагов — работа по сплочению класса. Эти занятия должны быть направлены:
— на расширение знаний о своих одноклассниках, ведь зачастую, учась в одном коллективе много лет, дети не имеют представления об интересах друг друга, особенно если ребенок скромный и тихий;
— формирование доверительных отношений между членами классного коллектива;
— обучение правилам общения друг с другом;
— улучшение психологического климата в классе.

Существует множество коррекционных программ на сплочение классного коллектива. При их применении всегда требуется некий элемент балансировки, ведь что хорошо пойдет в одном классе, может никак не сработать в другом.

Но упражнение «Мое имя» с кинетическим песком (автор О.А. Терехина) срабатывает в любом коллективе.

Ученикам предлагается слепить образ своего имени и рассказать о нем: кто его придумал, в честь кого ребенка назвали, какой смысл несет его имя, как ребенку нравится, чтобы его называли. В процессе общения снимается тревожность у детей и подростков, они раскрепощаются. В неформальной и безопасной обстановке можно рассказать о себе и своих предпочтениях.

После такой работы заметны кардинальные изменения в коллективе, ведь когда о тебе знают немного больше, чем просто как тебя зовут, возникают более теплые отношения между одноклассниками.

Практические психологи не раз доказывали, что песок — очень эффективный инструмент. Опыт показывает, что его необходимо иметь в арсенале каждого школьного психолога.

Четвертый шаг по устранению социометрического статуса «изгой» — работа с классным руководителем и учителями-предметниками, которым необходимо дать рекомендации, как вести урок и на что обращать внимание при возникшей проблеме.

Необходимо провести консультацию для классного руководителя с постановкой мотивационных вопросов в контексте проблемы:
— Что вы делаете сейчас, для того чтобы ваш класс был сплоченным?
— Каким вы видите коллектив в 9-м,11-м классе?
— То, как вы работаете с классом сейчас, позволит ли добиться этих результатов?

Подводя итог, можно сказать, что никто не застрахован от появления в коллективе изгоя. Но при комплексной работе все преодолимо. Ведь каждый ребенок достоин дружбы.

Анна ПЕТКЕВИЧ
педагог-психолог,
ГУО «Гольшанская средняя школа»,
Гродненская область,
Республика Беларусь

Журнал «Школьный Психолог» № 5–6, 2019 г.

Похожие статьи

Комментарии закрыты.