Конфликтный класс

0

Типология “трудных классов”


“Конфликтный” класс


Достаточно часто процессы, происходящие во “внутренне конфликтном” классе, можно охарактеризовать как “буллинг” (bullying). Это новомодное понятие, заимствованное из английского языка, многовариативно: в переводе оно может обозначать и относительно безобидного “шалуна”, и “громилу”, “бандита”, “наемного убийцу”. В психологии буллинг определяется как длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, который неспособен защитить себя в данной ситуации (Детская и подростковая психотерапия, 2001), По сути, это понятие применимо к таким классам, в которых процветает травля отдельных учеников.

Однажды благодаря многочисленным переформированиям после начальной школы появился такой “внутренне конфликтный” 5 “а”. Первая четверть прошла довольно мирно – по-видимому, ее как раз хватило для формирования “вчерне” основных групповых структур. А уже во второй четверти 5 “а” стал предметом бурных обсуждений для широкого круга школьной общественности.

Началось с того, что класс невзлюбил Кирилла, как сказали бы профессионалы, за его “индивидуально-психологические особенности, затрудняющие эффективную коммуникацию”. На языке одноклассников это звучало так; “Потому что он ябеда и плакса, ведет себя, как баба!” Через несколько недель постоянных провокаций со стороны одноклассников Кирилл ушел в другую школу.

Но свято место пусто не бывает, и еще пару недель спустя его занял Данила, который не вписался в класс по критерию уровня доходов семьи. Прозвав его бомжом, 5 “а” начал бурную деятельность по нелицеприятному сравнению Данилы с остальными одноклассниками, а позже – по приведению его вещей в надлежащий присвоенному статусу вид: его тетради разрисовывались, рюкзак на перемене становился футбольным мячом. В итоге Данила был переведен в параллельный класс.

Следующей “жертвой” стала девочка с редким именем (предположим, Мирослава), против которой ополчились как против “задаваки” за ее отказ от участия в подготовке к Новому году…

Очевидно, что классы типа этого 5 «а» одним из основных моментов в шаблоне экспрессивной деятельности имеют тен­денцию «дружить против одного».

В подобных классах существует сложившаяся «буллинг-структура» – социальная система, включающая «преследова­телей», их «жертв» и «наблюдателей». Согласно знаменитой «Скетч-теории», существуют типичные характеристики «жер­твы» и «преследователя», способствующие их закреплению в соответствующих ролях.

Результаты исследования О. Л. Глазман, проведенного на российской выборке, позволили выделить следующие лич­ностные особенности типичных персонажей буллинговой схе­мы. «Жертвы» отличаются низкой самооценкой и неуверен­ностью в себе. «Преследователи» авторитарны, для них характерны завышенная самооценка, стремление решать про­блемы самостоятельно, «Наблюдатели» не обладают соответ­ствующими другим ролям качествами (у них низкий уровень враждебности, адекватная самооценка), но нельзя сказать, что они не принимают участия в буллинге, – они зрители, ради которых все происходит (Глазман, 2005).

Похожие статьи
Оставьте ответ