Работа с учащимися с неадекватной самооценкой или уровнем притязаний


Как известно, самооценка и уровень притязаний тесно взаимосвязаны (согласно известной формуле У. Джемса, Самооценка = Успех/Притязания), поэтому работать с одним, не затрагивая другое, невозможно.

Неадекватная самооценка и/или уровень притязаний выражаются, прежде всего, в болезненном восприятии критики в свой адрес, обвинении себя во многих неудачах, реактивной критичности к другим. Причины этого кроются, как правило, в социально-педагогических условиях жизни ребенка: негативных оценках поступков или личности ребенка со стороны значимых взрослых или сверстников, неадекватных или противоречивых требованиях со стороны родителей и педагогов.

Самооценка и уровень притязаний начинают складываться в дошкольном детстве на основе внешних оценок, прежде всего оценок взрослых, и становятся устойчивыми личностными чертами в подростковом возрасте. Поэтому крайне желательно начинать работу по оптимизации этих особенностей как можно раньше.

Наиболее распространены следующие методы и психодиагностические средства (табл. 1).

Консультативная работа по этим проблемам концентрируется вокруг решения следующих задач:

1. создание условий для самоанализа собственных недостатков и достоинств, поиска новых, не замеченных ранее сильных сторон;
2. восстановление позитивного самоотношения;
3. анализ поведенческих проявлений проблемы;
4. постановка позитивной цели, описание желаемого поведения;
5. построение шагов роста (описание конкретных достижений через день, неделю, месяц);
6. уточнение параметров желаемого результата;
7. определение возможных ресурсов и союзников — тех, кто может помочь в достижении цели;
8. проработка возможных возвращений к старым формам поведения.

Таблица 1. Методы диагностики самооценки и уровня притязаний

Методика

Возрастной диапазон применения

Источник

Методика
исследования
самоотношения

Старшая школа

Пзнтилеев С. Р. Методика исследования самоотношения. М.: Смысл, 1993

Кто я? (модификация А. М. Прихожан)

Средняя и старшая школа

Прихожан А. М. Психология неудачника. М.:ТЦ«Сфера», 1997

Моторная проба Шварцландера

Бороздина Л. В., Исследование уровня притязаний. М.: Изд-во МГУ, 1985

Методика диагностики самооценки

Начальная школа

Рогов £ И. Настольная книга практического психолога образования. М.: Владдос, 1996

Автопортрет (и другие рисуночные тесты)

Школьный возраст

Романова Е. С. Графические методы в практической психологии. СПб.: Речь, 2001

Методика «Лесенка»

Школьный возраст

Практическая психодиагностика: Методики и тесты / Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара: БАХРДХ-М, 1998


Рекомендации педагогам и взрослым могут касаться следующих тем:

1. необходимость хвалить ребенка (только за его реальные достижения, но даже самые маленькие), желательно в присутствии других людей;
2. опасность сравнения ребенка со сверстниками;
3. желательность заданий, которые не предполагают дефицита времени на их выполнение;
4. необходимость поддерживать в общении с ребенком позитивный эмоциональный фон, осуществлять совместную деятельность, построенную на принципах партнерских отношений.

Работа со школьниками, для которых характерна неадекватная самооценка, широко освещена в литературе, например:

1. Аллан Дж. Ландшафт детской души. СПб.: Диалог; Минск: Лотаць, 1997.
2. Бретт Д.  Жила-была девочка, похожая на тебя… М.: Класс, 1996.
3.  Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб.: Речь, 2001.
4. Оклендер В. Окна в мир ребенка. М.: Класс, 1998.
5. Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3—9 лет. М.: Генезис, 2003.
6. Применение методики ДИАТРЭК в психокоррекционной работе. Магнитогорск: Изд-во МГПИ, 1994.


Работа с учащимися с неадекватной самооценкой или уровнем притязаний


Ранее опубликовано:

Школьная тревожность — диагностика и коррекция.
Похожие статьи

Комментарии закрыты.