Работа с учащимися с неадекватной самооценкой или уровнем притязаний
Как известно, самооценка и уровень притязаний тесно взаимосвязаны (согласно известной формуле У. Джемса, Самооценка = Успех/Притязания), поэтому работать с одним, не затрагивая другое, невозможно.
Неадекватная самооценка и/или уровень притязаний выражаются, прежде всего, в болезненном восприятии критики в свой адрес, обвинении себя во многих неудачах, реактивной критичности к другим. Причины этого кроются, как правило, в социально-педагогических условиях жизни ребенка: негативных оценках поступков или личности ребенка со стороны значимых взрослых или сверстников, неадекватных или противоречивых требованиях со стороны родителей и педагогов.
Самооценка и уровень притязаний начинают складываться в дошкольном детстве на основе внешних оценок, прежде всего оценок взрослых, и становятся устойчивыми личностными чертами в подростковом возрасте. Поэтому крайне желательно начинать работу по оптимизации этих особенностей как можно раньше.
Наиболее распространены следующие методы и психодиагностические средства (табл. 1).
Консультативная работа по этим проблемам концентрируется вокруг решения следующих задач:
1. создание условий для самоанализа собственных недостатков и достоинств, поиска новых, не замеченных ранее сильных сторон;
2. восстановление позитивного самоотношения;
3. анализ поведенческих проявлений проблемы;
4. постановка позитивной цели, описание желаемого поведения;
5. построение шагов роста (описание конкретных достижений через день, неделю, месяц);
6. уточнение параметров желаемого результата;
7. определение возможных ресурсов и союзников — тех, кто может помочь в достижении цели;
8. проработка возможных возвращений к старым формам поведения.
Таблица 1. Методы диагностики самооценки и уровня притязаний
Методика | Возрастной диапазон применения | Источник |
Методика | Старшая школа | Пзнтилеев С. Р. Методика исследования самоотношения. М.: Смысл, 1993 |
Кто я? (модификация А. М. Прихожан) | Средняя и старшая школа | Прихожан А. М. Психология неудачника. М.:ТЦ«Сфера», 1997 |
Моторная проба Шварцландера | Бороздина Л. В., Исследование уровня притязаний. М.: Изд-во МГУ, 1985 | |
Методика диагностики самооценки | Начальная школа | Рогов £ И. Настольная книга практического психолога образования. М.: Владдос, 1996 |
Автопортрет (и другие рисуночные тесты) | Школьный возраст | Романова Е. С. Графические методы в практической психологии. СПб.: Речь, 2001 |
Методика «Лесенка» | Школьный возраст | Практическая психодиагностика: Методики и тесты / Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара: БАХРДХ-М, 1998 |
Рекомендации педагогам и взрослым могут касаться следующих тем:
1. необходимость хвалить ребенка (только за его реальные достижения, но даже самые маленькие), желательно в присутствии других людей;
2. опасность сравнения ребенка со сверстниками;
3. желательность заданий, которые не предполагают дефицита времени на их выполнение;
4. необходимость поддерживать в общении с ребенком позитивный эмоциональный фон, осуществлять совместную деятельность, построенную на принципах партнерских отношений.
Работа со школьниками, для которых характерна неадекватная самооценка, широко освещена в литературе, например:
1. Аллан Дж. Ландшафт детской души. СПб.: Диалог; Минск: Лотаць, 1997.
2. Бретт Д. Жила-была девочка, похожая на тебя… М.: Класс, 1996.
3. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб.: Речь, 2001.
4. Оклендер В. Окна в мир ребенка. М.: Класс, 1998.
5. Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3—9 лет. М.: Генезис, 2003.
6. Применение методики ДИАТРЭК в психокоррекционной работе. Магнитогорск: Изд-во МГПИ, 1994.
Работа с учащимися с неадекватной самооценкой или уровнем притязаний
Ранее опубликовано:
Школьная тревожность — диагностика и коррекция.
Комментарии закрыты.