Личность, индивид, индивидуальность
Ключевые термины: индивид, индивидуальность, личность, социализация, стадии социализации: имитация, игра, групповое членство, идентификация, подражание, внушение, социальная фасилитация, конформность, акцентуации характера, Ego, SuperEgo, Id, Я-концепция.
В психологической литературе используется ряд понятий, характеризующих духовный мир человека, его самосознание и ценности, особенности самореализации и отношений к внешнему миру.
Понятие «индивид» относится к человеку как к представителю своего биологического класса и рассматривает его как носителя свойств и качеств, присущих всем людям. Эти качества в основной своей части наследуются (например, кора полушарий головного мозга).
Понятие «индивидуальность» относится к неповторимому своеобразию отдельно взятого человека, в котором специфически сочетаются как переданные наследственным аппаратом, так и прижизненно приобретенные только ему присущие особенности. Индивидуальность не может быть передана детям от родителей, не наследуется, а развивается в течение жизни. При этом индивидуальное своеобразие человека углубляется, становится более выраженным. Специфические особенности индивидуальности непосредственно связаны с характерными чертами работы и процессами, протекающими в нервной системе человека. В частности, важную роль в формировании индивидуальности играют психодинамические качества: сила нервных процессов, соотношение возбуждения и торможения, доминирование правого или левого полушарий и т.п.). Значимым компонентом индивидуальности является жизненный опыт, особенности интеллектуальных процессов, мировоззренческая картина мира.
Рассуждая о субъекте, имеют в виду отдельно взятого индивида или социальную группу, которые выступают как представители определенного типа познания и деятельности, направленных на некоторый объект.
Понятие «личность» акцентирует, прежде всего, те устойчивые социально значимые качества человека, которые формируются в ходе социокультурной практики и характеризуют его как представителя определенной социальной общности. Эти качества, прежде всего, являются существенными детерминантами нравственных проявлений человека, имеющих существенную значимость как для него самого, так и окружающих.
Человека можно считать личностью, если:
1) в мотивах его социально значимой деятельности существует определенная иерархия и он становится способным, активизируя волю, преодолевать непосредственные побуждения1 и импульсы2 текущих жизненных ситуаций ради достижения чего-то другого, важного с точки зрения отдаленной перспективы (опосредованное поведение);
2) если у него сформирована способность к сознательному руководству своим поведением (на основе сознательного соподчинения мотивов-целей и, прежде всего, нравственных принципов). Сформированная личность – субъект свободного, самостоятельного и ответственного (перед самой собой и другими) поведения в социуме.
Различают статические (то есть отражающие компонентный состав) и динамические (то есть характеризующие процессы, протекающие в ходе становления и функционирования) структуры личности. Важнейшими элементами структуры личности выступают всеобщие свойства психики (ощущение, восприятие, мышление, эмоции и др.), социально-специфические особенности (социальные установки, ценностные ориентации), индивидуально-неповторимые свойства (темперамент, характер, сочетание способностей).
Развитие личности
Становление и развитие личности осуществляются в ходе её социализации. Под социализацией понимается процесс и результат превращения человека в члена определенной общности, через усвоение системы социальных норм, ценностей, ролей и правил строить отношения с другими людьми. Благодаря социализации общность воспроизводится в новых поколениях. Социализация не имеет четких границ во времени и протекает в течение всей жизни человека.
В качестве механизмов социализации выступают:
- идентификация, то есть самоотождествление себя с отдельными людьми или социальными группами, в ходе которого усваиваются свойственные им ценности, идеалы3, нормы поведения, отношений. Общим ориентиром в идентификационных процессах являются референтные группы, которые могут быть как реальными, так и воображаемыми, с которыми личность сравнивает себя и которые служат источником норм и ценностей;
- подражание – сознательное или бессознательное воспроизведение моделей поведения и опыта других людей;
- внушение – воздействие на сознание и волю человека с целью заставить его усвоить какие-либо мысли, убеждения, чувства;
- социальная фасилитация – стимулирующее влияние одних людей на интенсивность деятельности других;
- конформность – склонность человека к усвоению определенных групповых норм, привычек и ценностей, податливость влиянию группы.
Стадии социализации.
Первая стадия получила название имитация. Здесь человек механически повторяет действия других людей. Реальный смысл их не осознается, а воспроизводится лишь внешний рисунок действий.
Смысловые рисунки стандартных образцов поведения осваиваются в ходе игры – второй стадии социализации. Игра сохраняет свое значение на всех этапах жизни человека, поскольку его социальное положение постоянно изменяется. Третьим механизмом социализации является групповое членство. Личность пристально всматривается в социальное окружение с целью получить подтверждение и одобрение правильности своего поведения.
Большое значение для организации социокультурной практики имеет анализ типологических особенностей личности. К. Леонгард и А. Личко классифицировали акцентуации характера. Под акцентуациями понимают чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором отмечаются граничащие с патологией, но в целом не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека.
К. Леонгард описывал следующие типы акцентуаций:
Циклотимный, которому свойственны чередования настроений от приподнятого до упадочнического.
Гипертимный, которому свойственно быть в приподнятом, стимулирующим активность настроении. Однако они редко доводят дело до завершения, хватаясь за новые.
Дистимный,который чаще пребывает в негативно эмоционально окрашенном настроении, депрессивных состояниях.
Шизоидный, характеризующийся эмоциональной инертностью, замкнутостью, центрированностью на собственной персонена фоне хорошо развитого интеллекта.
Эпилептоидный, которому свойственны высокого уровня педантичность, скрупулезность, склонность к агрессивному настроению, конфликтности, вплоть до потери контроля за собственным поведением.
Застревающий (паранойяльный), характеризующийся высокого уровня подозрительностью, обидчивостью, мнительностью, последствиями которых являются мстительность, жестокость.
Демонстративный (истероидный), которому свойственно самолюбование, тщеславие, стремление к привлечению к своей персоне внимания других людей.
Психастенический, склонный к самоанализу, самокритике, развивающихся на фоне заниженной самооценки, чувстве собственной неполноценности.
Теории личности
Существует несколько десятков теорий личности. Большое количество теорий объясняется необычайной сложностью феномена личности и выделением в ее структуре различных составляющих. В частности, упомянем две из них.
З. Фрейд (1856 – 1939 гг.) выделил в структуре личности три составные части – Ид (Id), Эго (Ego), Супер-Эго (Super Ego). К Id (в русском варианте – Оно) относятся инстинкты, недоступные сознанию, а также мысли и чувства, образы памяти и желания, которые носят для психики человека эмоционально и социально травмирующий характер и, вследствие этого, вытесненные из сознания в область бессознательного. Это наиболее архаичная часть личности. Фрейд полагал, что этот вытесненный из сознания «материал», позднее возвращается в сознание в измененном и более приемлемом для человека виде (причем, срок давности отсутствует), но при этом сохраняет первичную эмоциональную энергию, напряженность и травмирующий характер. Ego (Я) составляет ткань сознания, то есть то, что человек может контролировать и произвольно или непроизвольно воссоздавать в памяти. В отличие от Id, реагирующего на потребностную сферу человека, Ego ориентируется на реальные возможности в удовлетворении потребностей. Super Ego развивается из Ego как своеобразный цензор деятельности и мыслей посредством их сопоставления с хранящимися в структурах личности выработанных обществом установок и норм поведения. Вот почему основными элементами, обеспечивающими «работу» SuperEgo, являются совесть, самонаблюдение, общественные идеалы.
К. Роджерс сформулировал основы Я-концепции. Он считал, что сущность человека, самость выражается в самооценке. Самооценка прямо зависит от особенностей идентификации себя (здесь и сейчас, и в некоторой временной перспективе), то есть взгляда на самого себя под углом зрения потенциальных возможностей реализации в социуме.Процесс самореализации можно понимать как осуществление стремления максимально приблизиться в реальном поведении к своему идеальному «Я» (к тому, чем хотелось бы быть индивиду при полной реализации своих возможностей), к согласию между идеальным «Я» и реальным «Я».
1 Побуждение – то, что вызывает желание или намерение сделать что-либо, порождает их цель. Побудителями могут быть потребности, мотивы, интересы.
2 Импульсивный акт – акт, совершенный по первому побуждению, без попытки предвидеть его результаты.
3 Идеал, идеальный образ – определяющий способ мышления и поведения человека или общества, активная сила, организующая сознание и деятельность людей. Идеалы истины ведут к стремлению к добру, благу, положительному развитию человека, общества, социальной и природной сред. Ложные идеалы – к злу, деградации человека, общества, разрушению среды обитания.
Личность, индивид, индивидуальность.
Читайте также:Что такое личность? Понятие «личность» в психологии.
Психологические теории личности.
Психосоциальное развитие – эпигенетическая теория личности Эриксона.
Комментарии закрыты.