Педагогическое наблюдение как метод изучения личности учащихся

Содержание:
Ценность метода педагогического наблюдения
Ситуации выбора
Дневник/карта педагогического наблюдения
Приложение

Педагогическое наблюдение — это давно себя зарекомендовавший, но, увы, забываемый сегодня метод изучения личности школьников. Его всё реже используют педагоги, о нем всё меньше говорят методисты, его упоминание нечасто встретишь в научных статьях и монографиях. Но, несмотря на это, именно он является основным в системе организации воспитания школьников и планирования работы классного руководителя.

Ценность метода педагогического наблюдения

Анкеты, тесты, опросники очень популярны в современной школе. Но все эти методы имеют смысл только вместе с педагогическим наблюдением. Тем более что последнее по сравнению с другими методами обладает рядом преимуществ.

Во-первых, ребенок, как известно, развивается с гораздо большей интенсивностью, чем взрослые. Его знания, отношения, опыт постоянно претерпевают изменения. Его картина мира динамична. А потому сложно вести изучение личности при помощи анкет или тестов, дающих нам информацию о ребенке лишь здесь и сейчас, не отражающих в должной мере динамику личностного развития школьников. В этом отношении метод наблюдения, дающий нам текущую и постоянно меняющуюся информацию о личности ребенка, в большей мере отвечает особенностям развития школьников.

В-третьих, метод наблюдения позволяет избежать и проблем интерпретации школьниками вопросов анкет или тестов. Случается, что эти вопросы ребенок интерпретирует совсем не так, как ожидали того разработчики анкет. В результате ответы ребенка оцениваются неадекватно и появляется опасность неверных выводов о личностном развитии школьника. Например, задавая юноше в анкете вопрос «Готов ли ты с оружием в руках служить своей Родине?», мы немного узнаем о его личностных качествах (например, о патриотизме), потому что сама ситуация службы Родине, описанная в вопросе, может быть интерпретирована им по-разному — по причине того, что вопрос не несет в себе подробной контекстной информации, которую, естественно, он додумает сам. Юноша может интерпретировать ее как службу в армии, и ему явятся образы замороженных на аэродромах призывников, строителей офицерских дач, бесправных и беззащитных «шестерок» — тогда его ответ будет одним. Или он может интерпретировать службу Родине как войну, подобную Великой Отечественной…

Иное дело — интерпретация ребенком не вопросов анкет, а окружающей его реальности. Эта ре
Во-вторых, работающий с детьми педагог — классный руководитель, педагог дополнительного образования или учитель-предметник — непосредственно включен в повседневную школьную жизнь тех детей, которых он наблюдает. Он, таким образом, осуществляет включенное наблюдение и в отличие от опросников замечает кажущиеся незначительными факты, которые могут быть признаками важных внутренних процессов личности школьника.

В-третьих, метод наблюдения позволяет избежать и проблем интерпретации школьниками вопросов анкет или тестов. Случается, что эти вопросы ребенок интерпретирует совсем не так, как ожидали того разработчики анкет. В результате ответы ребенка оцениваются неадекватно и появляется опасность неверных выводов о личностном развитии школьника. Например, задавая юноше в анкете вопрос «Го- тов ли ты с оружием в руках служить своей Родине?», мы немного узнаем о его личностных качествах (например, о патриотизме), потому что сама ситуация службы Родине, описанная в вопросе, может быть интерпретирована им по-разному — по причине того, что вопрос не несет в себе подробной контекстной информации, которую, естественно, он додумает сам. Юноша может интерпретировать ее как службу в армии, и ему явятся образы замороженных на аэродромах призывников, строителей офицерских дач, бесправных и беззащитных «шестерок» — тогда его ответ будет одним. Или он может интерпретировать службу Родине как войну, подобную Великой Отечественной…

Иное дело — интерпретация ребенком не вопросов анкет, а окружающей его реальности. Эта реальность предстает перед ним не только как объективно существующий предметный мир, но и как мир знаков, воспринимаемых им исходя из собственного субъективного опыта, собственных знаний, собственных ценностей. Так, для одних детей увиденный в лесу мусор — это знак того, что необходимо его убрать, а для других — прямой указатель на то, что рядом можно бросать свой собственный мусор. У одних ЕГЭ вызывает коннотации испытания, в котором они должны продемонстрировать свои знания, показать свой уровень подготовки, показать себя. У других же ЕГЭ вызывает коннотации пытки, в которой (в целях скорейшего избавления) можно прибегнуть к жульничеству, к поиску правильных ответов через мобильник и интернет.

Ситуации выбора

Учитель и ученицаВ этой связи педагогу важно уделять особое внимание наблюдению за поведением ребенка в различных ситуациях, которые побуждают его демонстрировать свою интерпретацию явлений окружающего мира, а следовательно, свои отношения  к миру, к другим людям, к себе самому, побуждают его делать выбор. В таких ситуациях выбора ребенок оказывается довольно часто: списать домашнее задание или сделать самому, взять чужое или не взять, помочь или пройти мимо, сказать правду или солгать… В основе этого выбора лежат не соображения удобства, как это может показаться на первый взгляд, не ограничения или опасности. Глубинное основание выбора — это ценности, которые разделяет ребенок. Следовательно, наблюдение за поведением ребенка в сложных, неоднозначных ситуациях выбора может дать педагогу представление о тех ценностях, которые актуальны для ребенка в данный момент.

Некоторые из таких ситуаций блестяще описаны Н.Л. Селивановой.

Ситуация конфликта. Понаблюдайте за тем, как ведут себя ваши школьники во время случающихся конфликтов — друг с другом, с учащимися других классов, с учителями. Какие их личностные качества более всего проявляются в конфликте: чувство справедливости, умение идти на компромисс, умение прощать, злопамятство, безрассудство, злоба?

Ситуация новичка. Как встречают ребята вашего класса новенького? Заботятся ли о нем, равнодушны к нему, унижают его, устраивают ему всевозможные проверки? Как вообще принимают другого человека?

Ситуация соотнесения. Как ведут себя ваши школьники во время соревнований, конкурсов, викторин и в прочих ситуациях, когда им приходится сравнивать себя (свой класс) с другими? Не проявляют ли высокомерие, самонадеянность, излишнюю агрессивность по отношению к сопернику? Умеют ли бороться, не сдаются ли, не опускают ли руки, заведомо считая соперника сильнее?

Ситуация успеха. Как переживают ваши школьники свои (своего класса) успехи и неудачи? В чем видят их причины? Умеют ли пройти испытание медными трубами?

Кроме ситуаций, перечисленных выше, важную роль в процессе педагогического наблюдения могут сыграть и другие подобные обстоятельства.

Ситуация столкновения мнений. Дискуссии, дебаты, споры и прочие организуемые педагогами или стихийно возникающие ситуации столкновения мнений позволят лучше увидеть своих воспитанников, понять их точку зрения по вызвавшей споры проблеме, их отношение к иным точкам зрения, к людям, их высказывающим.

Ситуация игры. Поведение ребенка в той или иной игровой роли определяется не только самой ролью, но и личностными качествами игрока. А значит, даже в игровом поведении воспитанников можно разглядеть их личности.

Дневник/карта педагогического наблюдения

Такого рода ситуации часто возникают естественным образом, но некоторые из них можно и специально создавать.

Для удобства организации педагогического наблюдения можно использовать специальную «Карту наблюдений» (Приложение).

Карта педагогических наблюдений — это таблица, состоящая из четырех колонок.

Колонка первая: предмет наблюдения. Здесь дается перечень тех компонентов личностного роста школьников, которые педагог собирается наблюдать.

Колонка вторая: на что важно обратить внимание. В ней приводится примерный перечень вопросов, которые можно задавать самим себе в процессе наблюдения. Эти вопросы — своеобразный ориентир, который поможет вести осмысленное наблюдение за воспитанниками, осмысленный анализ их высказываний, жестов, поступков.

Колонка третья: необходимые текущие заметки. Она заполняется постепенно, по мере необходимости, и предназначена для текущих заметок, кратких дневниковых записей, фиксации собственных мыслей относительно наблюдаемого поведения воспитанников.

Колонка четвертая: выводы. Колонка заполняется по итогам

двухлетнего цикла наблюдений. Это, в первую очередь, выводы о тех проблемах личностного роста школьников, над которыми предстоит работать в дальнейшем. Формулируя эти проблемы, нужно обращать внимание на следующее:

  1. удовлетворены ли вы характером и объемом тех социально значимых знаний, которые наблюдаете у школьников вашего класса, достаточен ли он для детей этого возраста;
  2. удовлетворены ли вы характером отношения класса и отдельных школьников к базовым общественным ценностям, какова направленность этого отношения (в классе оно преимущественно позитивное, негативное, равнодушное?), какова его устойчивость (оно преимущественно устойчиво или ситуативно, то есть имеет склонность меняться в зависимости от ситуации, в которой находятся школьники?);
  3. какова общая динамика развития личности воспитанников за последние два года;
  4. каковы наиболее острые, на ваш взгляд, проблемы, над которыми предстоит работать в дальнейшем.

Результаты наблюдения помогут сделать общий вывод о воспитании, социализации и саморазвитии школьников, выделить наиболее проблемные аспекты их воспитанности, увидеть масштабы каждой проблемы в пределах класса и школы в целом. Педагог по итогам наблюдения сможет грамотнее распределять свои ресурсы для решения обнаруженных проблем воспитания, а также качественнее планировать свою дальнейшую воспитательную работу. Он сможет воспитывать не «вообще», а акцентируя свои усилия на наиболее острых для каждой конкретной школы и каждого класса вопросах воспитания, регулярно корректировать цели, задачи, планы воспитания: то есть управлять воспитательным процессом по результатам.

Приложение.

Пример дневника (карты) педагогического наблюдения.

Предмет наблюдения

На что важно обратить внимание

Необходимые
текущие заметки

Выводы

Знание школьниками норм и традиций поведения человека как гражданина своего Отечества, отношение школьников к своему Отечеству

Соответствуют ли те знания о своем Отечестве, которые вы ожидаете увидеть в ваших воспитанниках, их возрасту?
Как понимается ими Отечество – это их родной дом, город, регион, страна?
Если ваши воспитанники испытывают чувство гордости за свое Отечество, каков именно предмет их гордости: люди, культура, природа, спортивные достижения, военные достижения?
Добавляется ли к этому чувству еще и чувство личной ответственности за судьбу своего Отечества, стремление изменить то, что мешает ему развиваться?
Связывают ли ваши воспитанники то, что происходит с их страной, с тем, что происходит лично с ними, или им кажется, что здесь нет никакой связи?
Не перерастает ли гордость за свое Отечество в гордыню, высокомерие и чувство национальной исключительности?
Насколько искренне отношение ваших воспитанников к своему Отечеству, не является ли оно конъюнктурным – вызванным модой на патриотизм или, напротив, – показным пренебрежением?

   

Знание школьниками норм поведения человека на природе, отношение школьников к природе

Понимают ли ваши воспитанники, что защита природы – это не столько масштабные экологические акции, сколько выполнение нехитрых повседневных правил: быть умеренным в потреблении товаров и услуг, стараться не покупать одноразовые товары, дикорастущие растения, изделия из меха и кожи диких животных, полиэтиленовые пакеты для упаковки покупок, экономно расходовать воду, газ, электричество, бумагу, не мусорить, стараться собирать мусор, оставленный в природе другими людьми, и т.п.?
Стараются ли они соблюдать эти правила?
Свойственно ли вашим воспитанникам чувство жалости к животным, птицам, насекомым, растениям?

   

Знание школьниками норм и традиций миротворческой деятельности человека, отношение школьников к миру

Ценятся ли среди ваших воспитанников миролюбие, умение договориться, прийти к согласию?
Считают ли они, что использовать силу можно только лишь для самозащиты и защиты тех, кто в этом нуждается?
Каково их отношение к тем, кто использует силу для укрепления собственного авторитета в детской группе?
Каково отношение ваших воспитанников к войнам, оружию, военизации жизни обычных людей?
Считают ли они, что наша страна находится во враждебном окружении и поэтому должна сама использовать в отношениях с соседями политику силы?

   

Знание школьниками норм и традиций поведения человека в пространстве культуры, отношение школьников к культуре

Какова культура речи ваших воспитанников?
Каково их отношение к мировому культурному наследию? Интересуются ли им, что о нем знают?
Ценят ли они искусство? Каким видам искусства отдают предпочтение?
Есть ли у ваших воспитанников чувство вкуса? Замечаете ли вы его в манере одеваться, говорить, двигаться, в прическе, макияже, внешнем виде вообще?

   

Знание школьниками норм и традиций поведения человека в информационном пространстве, отношение школьников к знаниям

Любознательны ли ваши воспитанники?
Любят ли энциклопедии?
Читают ли они что-то сверх школьной программы? Любят ли читать?
Осваивают ли они новые информационные технологии получения знаний?
Каково отношение класса к хорошо успевающим ученикам?
Престижно ли в классе хорошо учиться?

   

Знание школьниками норм и традиций трудовой деятельности человека, отношение школьников к труду

Трудолюбивы ли ваши воспитанники?
Помогают ли родителям по хозяйству?
Умеют ли ценить заработанные родителями деньги?
Как относятся к умственному и физическому труду? Не чураются ли физического труда? Не презирают ли людей, зарабатывающих себе на хлеб физическим трудом?

   

Знание школьниками норм и традиций взаимодействия человека с другими людьми, отношение школьников к другим людям

Каково отношение ваших воспитанников к людям, приветливы ли они к посторонним, доброжелательны ли?
Как они относятся друг к другу, дружелюбны ли, умеют ли они прощать обиды, помириться после драки или размолвки?
Как они относятся к нуждающимся? Свойственны ли вашим воспитанникам проявления милосердия?
Как они относятся к отверженным обществом людям: с высокомерным презрением или с сочувствием?
Считается ли у них человеческая жизнь безусловной и не нуждающейся в обосновании ценностью?

   

Знание школьниками норм и традиций поведения человека в многонациональном, многоконфессиональном, многокультурном обществе, отношение школьников к иным людям

Каково отношение ваших воспитанников к иным людям – людям иной расы, национальности, веры, культуры?
Уважительно ли они относятся к чужим взглядам, привычкам, обычаям? Что они знают о них и интересуются ли ими?
Не встречаются ли в поведении ваших воспитанников проявления бытового расизма и ксенофобии?
Не свойственны ли им негативные стереотипы по отношению к людям другой культуры?
Как они вообще относятся к чужому мнению и иным проявлениям непохожести?

   

Знание школьниками норм и традиций ведения здорового образа жизни, отношение школьников к своему здоровью

Что знают ваши школьники о здоровье и здоровом образе жизни?
Любят ли они подвижные игры, физкультуру, спорт?
Как относятся к своему здоровью и здоровью окружающих?
Как относятся к вредным для здоровья привычкам? Считают ли их пороком?
Не считается ли в классе курение признаком взрослости?
Могут ли ваши воспитанники противостоять попыткам вовлечь их в употребление табака, алкоголя, наркотиков?

   

Знание школьниками самих себя, знание принятых в обществе норм и традиций самореализации человека, отношение школьников к себе, к своему внутреннему миру

Адекватна ли самооценка ваших школьников?
Оптимистичны ли они в отношении себя, верят ли они в себя, в свои силы?
Каково их душевное самочувствие в школе? Комфортно ли им?
Имеются ли у них возможности для позитивной самореализации в школе?

   

Скачать Дневник (карту) педагогического наблюдения.


Павел Степанов,
К.П.Н., Лаборатория теории воспитания ФГНУИТИПРАО, г. Москва

Источник: журнал «Классное руководство и воспитание школьников» №12 2013 г.

Педагогическое наблюдение как метод
изучения личности учащихся.

Читайте также:
Наблюдение как метод определения уровня школьной тревожности.
Методы социальной работы с семьей.
Новые методы оценки персонала при приеме на работу.
Похожие статьи

Комментарии закрыты.