Ср03292017

Обновление08:40:03

Психологическое консультирование в образовании

Дети и психолог в школе

Проблемы психологического консультирования в образовании обычно рассматриваются в контексте общих вопросов организации и деятельности службы практической психологии образования.

В данной статье психопрофилактика рассматривается как системообразующий вид деятельности практического психолога учреждения образования. При таком видении места и роли основных видов деятельности практического психолога образования консультирование в первую очередь направлено на выполнение психопрофилактических функций. В то же время нельзя не учесть одного важного обстоятельства: «Следует развести понятия «психопрофилактика» и «психологическая консультация» как разные, хотя и имеющие много общего виды работы психолога. Психопрофилактическую работу следует начинать тогда, когда еще нет проблем, в целях их предупреждения. Инициатива целиком и полностью должна в данном случае исходить от психолога. Психологическую консультацию мы проводим тогда, когда к нам пришли с проблемой, т. е. проблема уже имеется, предупреждать ее появление уже поздно, нужно оказывать помощь».

Именно это замечание делает необходимым уточнить, что в контексте представления о системообразующей роли психопрофилактики консультирование гораздо уместнее и эффективнее на уровне вторичной профилактики, т. е. как

  • работа по предупреждению развития у детей психологических трудностей;
  • использование различных превентивных мер, направленных на то, чтобы неблагоприятное состояние психологического здоровья не прогрессировало.

В данном случае в центре внимания педагога-психолога находятся психологические феномены, которые по каким-либо причинам (в том числе и по причинам отсутствия или недостаточной эффективности первичной профилактики) уже появились и проявляют себя в действиях, поступках, общении, поведении ребенка. На этом уровне все усилия педагога-психолога (психологической службы в целом) сосредоточены на том, чтобы вместе с ребенком (педагогическими работниками, администрацией учреждений образования и родителями) своевременно

  • обнаруживать признаки психологического неблагополучия в развитии личности;
  • изменять психолого-педагогические условия, угрожающие безопасности психологического здоровья детей в данной образовательной среде;
  • в целом предотвращать возможность развития этих трудностей в сторону углубления, закрепления, преодолевать их до того, как они перейдут в категорию серьезных психологических проблем.

Здесь уместно напомнить то, на что обращал внимание К. Роджерс. Среди ряда важных требований человекоцентрированного подхода к образованию он выделяет как первостепенное — «...разрешить учащемуся на любом уровне соприкасаться с важными проблемами его жизни, чтобы он сталкивался с проблемами и спорными вопросами, которые хочет разрешить».

В последние годы отечественные психологи чаще всего выделяют методологические основания психологической практики при обсуждении проблем реформирования образования в России. Одним из примеров такого основания является сущность новой парадигмы «...аккомодативной или центрированной на мире детства», которая достаточно ярко представлена в принципах «новых отношений между миром взрослости и миром детства»:

  • принципе равенства,
  • принципе диалогизма,
  • принципе сосуществования, принцип свободы,
  • принципе свободы,
  • принципе соразвития,
  • принципе единства,
  • принципе принятия.

Рассматривая проблемы образования в контексте вопросов «гуманитарной экспертизы», Братченко C.Л. пишет: «...критерии благополучия и развития ребенка как личности должны стать исходной точкой и инвариантом в анализе любой педагогической системы — вне зависимости от заявляемых авторами конкретных воспитательных и образовательных целей».

Особенности практической работы психолога в образовании во многом связаны с конкретными условиями, в которых происходит развитие ребенка. Очень важно понять, в какой образовательной среде осуществляется и может быть в той или иной мере эффективным личностно-ориентированное консультирование. В контексте целей данного пособия имеют принципиальное значение следующие положения:

  1. Образовательная среда — это конкретные условия взаимодействия уникального внутреннего (субъективного) мира развивающейся личности с другими субъектами и реальным (объективным) миром, которые являются результатом совместной деятельности и в которых раскрытие и реализация безграничных возможностей ребенка является целью — ценностью.
  2. Полноценное изучение образовательной сферы должно осуществляться прежде всего по базовым, первичным — гуманитарным, общечеловеческим — критериям, которые в каждом конкретном случае должны дополняться соответствующими частными, вторичными показателями: уровнем знаний и умений, уровнем развития отдельных психических функций и т. п. Именно дополняться — а не подменяться.

В контексте задач пособия следует также обратить внимание на существующие в рамках гуманитарной парадигмы подходы не только к анализу той среды, в которой происходит развитие ребенка, но и к особенностям самого процесса взаимодействия ребенка с конкретными, значимыми для его развития, условиями. В частности, решая задачи психологического моделирования образовательных сред, В.А. Ясеин подчеркивает, что «проектирование всех компонентов образовательной среды осуществляется в контексте организации возможностей для удовлетворения потребностей субъектов образовательного процесса. Чтобы использовать возможности среды, возможности, комплиментарные его потребностям и таким образом мотивирующие деятельность, учащийся проявляет соответствующую активность. То есть он становится реальным субъектом своего собственного развития, субъектом образовательного процесса, а не остается объектом влияния педагогов. Безусловно, качественная образовательная среда в равной мере должна обеспечивать возможности для личностного развития всех субъектов образовательного процесса: педагогов, родителей и других лиц, включаемых в социальный компонент данной образовательной среды... по результатам анализа может быть сформирован интегративный критерий качества данной образовательной среды».

Другой, не менее важный, аспект обсуждаемой проблемы представлен в концепции личностно-ориентированного обучения Якиманской И. С., которая отмечает, что

  1. образовательный процесс — это система построения взаимосвязи обучения и учения, обеспечивающая развитие личности, как индивидуальности;
  2. содержание, методы, приемы, техники этого процесса направлены главным образом на раскрытие и использование субъектного опыта каждого ученика и подчинены становлению личностно значимых способов познания через организацию целостной учебной (познавательной) деятельности;
  3. в образовательном процессе усвоение знаний из цели превращается в средство развития ученика с учетом его жизненных ценностей, потребностей, намерений, реальных индивидуальных возможностей».

Все вышеприведенное позволяет выделить то, что является общим для любых подходов, а затем сравнить несколько разных подходов к решению проблем организации и деятельности службы практической психологии образования, в рамках которых психологическое консультирование занимает определенное место.

Общее для большинства подходов точнее всего выражено в утверждении: «Специфика психологического консультирования в детских садах, школах, детских домах и др. заключается в том, что оно сосредоточивается на решении профессиональных проблем».

Отличия в понимании сущности, роли и месте психологического консультирования достаточно ярко обнаруживаются при сравнении таких концепций, как

  1. концепция службы практической психологии образования коллектива авторов во главе с И.В. Дубровиной;
  2. концепция психологической работы в школе М.Р. Битяновой.

Сущность и специфика психологического консультирования в этих подходах определяются характером выделенных авторами целей службы. В частности, в первой цель службы — психологическое здоровье детей («служба психологического здоровья») и консультирование — это один из основных видов работы практического психолога образования, подчинено этой цели. Во второй, цель психологическое сопровождение («служба психологического сопровождения»), а консультирование относится к направлениям деятельности школьного психолога.

Соответственно выделяется и конкретное понимание сущности психологического консультирования:

  1. Психологический смысл консультации состоит в том, чтобы помочь человеку самому решить возникшую проблему».
  2. Во второй концепции даются разные определения консультирования школьников, педагогов и родителей:

«В русле нашей модели мы рассматриваем консультирование как многофункциональный вид работы психолога со школьниками, в рамках которого могут быть решены следующие задачи:

  • оказание помощи подросткам и старшеклассникам, испытывающим трудности в обучении, общении или психическом самочувствии;
  • обучение подростков и старшеклассников навыкам самопознания, самораскрытия и самоанализа, использования своих психологических особенностей и возможностей для успешного обучения и развития;
  • оказание психологической помощи и поддержки школьникам, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания...»

Консультирование педагогов определяется здесь как «...универсальная форма организации сотрудничества педагогов в решении различных школьных проблем и профессиональных задач самого педагога».

При определении основного содержания консультирования родителей в рамках этого подхода выделяются такие функции, как информирование, организация эффективного детско-родительского общения, психологическая поддержка.

Теоретические основания вышеназванных подходов находят свое выражение в выделяемых основных принципах консультирования. При подходе с позиций «службы психологического здоровья» выделяются такие принципы, как активность, доверие, принятие, равноправие, добровольность и т. п.

Во втором случае, т. е. подходе с позиций «службы психологического сопровождения» при описании особенностей консультирования школьников и родителей, принципы отдельно не выделяются. Однако при описании особенностей консультирования педагогов выделяются такие принципы, как
« ... -равноправное взаимодействие психолога и педагога,
- формирование у педагогов установки на самостоятельное решение возникших проблем,
- принятие участниками консультирования ответственности за совместные решения,
- распределение профессиональных функций между педагогом и психологом».

Другая точка зрения представлена авторами книги «Школьные проблемы глазами психолога...», которые обращают внимание на то, что используемая ими модель работы психологической службы построена на основе экзистенциального подхода, но в реальных условиях отечественной системы образования выбор форм и средств работы зависит во многом от «готовности клиента».  В то же время правила, которые они используют в своей работе отражают специфику гуманистического направления:

  • право быть одному;
  • право быть независимым;
  • право на успех;
  • право быть выслушанным и принятым всерьез;
  • право отвечать отказом на просьбу, не чувствуя себя виноватым и эгоистичным;
  • право просить то, что хочешь;
  • право делать ошибки и быть ответственным за них;
  • право не быть напористым;
  • право на чувства.

Здесь же отмечается, что индивидуальное консультирование «...очень тяжелая работа для учителя и требует профессионализма и проработанности самого психолога...».

Авторы достаточно подробно описывают такие важные характеристики процесса консультирования родителей, как:

  • типичные состояния родителей, приходящих на консультацию;
  • этапы консультирования;
  • условия успешного консультирования;
  • «пошаговая работа» с родителями, по-разному относящимися к собственным детям.

Обратим внимание на тот факт, что в цитируемой работе, рассматривая особенности психологической помощи по отношению к ребенку, процесс взаимодействия психолога и ребенка описывается все же с применением понятие «психотерапия».

Естественно, что все особенности вышеперечисленных подходов находят свое отражение и в особенностях подготовки, организации и проведения психологического консультирования, и при определении условий эффективности психологического консультирования, а также при формулировании основных требований к консультанту, работающему в учреждениях образования.

Особенности профессиональной подготовки, требования к профессиональному уровню практического психолога учреждений образования обсуждаются и в контексте основных тем ряда специальных работ. В частности, авторы книги «Я работаю психологом» отмечают, что большое разнообразие в понимании смысла своей профессиональной деятельности практическими психологами, связано

  • со спецификой профессиональной подготовки...
  • с уровнем и направленностью общего развития психолога и его личностными особенностями...
  • с типом учебно-воспитательного учреждения, в котором работает психолог...
  • с особенностями личной жизни психолога.

В связи с этим здесь ставятся и показываются пути решения таких проблем, как «Практический психолог как профессионал и как личность», «Профессиональная позиция», «Ум психолога» и т. п.

Общие требования к профессиональной подготовке специалиста, выбравшего работу в учреждениях образования, находят свое отражение и в требованиях собственно к такому виду работы, как консультирование, которое занимает одно из центральных мест в деятельности педагога-психолога. Одна из немаловажных особенностей подготовки и деятельности такого специалиста заключается в том, что работа может происходить в разных образовательных средах, т. е. в учреждениях образования разного типа.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Вконтакте Подписаться на новости Подписаться на новости Подписаться на новости

Популярные статьи

Повышение эффективности обучения

Теорий, объясняющих, почему одним людям обучение дается легко, а другим тяжело, почти так…

Депрессия у детей. Что делать родителям?

Пусть до сих пор не все и не всегда с этим соглашаются, но к нашему времени стало…

Как начать новую жизнь в Новом году?

В конце декабря, когда на улицах, в магазинах и квартирах появляются елки и гирлянды,…

Семь привычек непривлекательных женщин

Эту статью можно было бы назвать «Лучшие отпугиватели мужчин». То есть виды поведения,…