Сб12032016

Обновление09:33:56

Взаимодействие педагога с родителями

Учитель у доски

Современные подходы к взаимодействию педагога с родителями


Часть I. Взаимодействие педагога с родителями – новый взгляд


В течение нескольких десятилетий в нашей стране осуществлялась политика превращения воспитания из семейного в общественное, в связи с чем в школах и детских садах складывалось снисходительное отношение к домашнему воспитанию. И педагоги, и сами родители были убеждены, что именно образовательное учреждение призвано осуществить основной вклад в дело формирования личности активного члена нашего общества, строителя светлого будущего человечества. В связи с такой постановкой вопроса многие педагоги видели свою миссию в том, чтобы учить (даже поучать), контролировать действия родителей, указывать на их ошибки и недостатки в воспитании детей. Именно поэтому основной формой работы педагога с родителями оказались родительские собрания с обязательным монологом педагога, включающим в себя, как правило, оценку ребенка (в основном его негативного поведения и недостатков при обучении). При этом опыт родителей полностью игнорировался.

В настоящее время в связи с переходом на личностно-ориентированную модель взаимодействия с ребенком признается приоритет семейного воспитания над общественным. "Культура и богатство страны могут быть измерены простым критерием: в какой мере семья занимается воспитанием своих детей. Так, в Америке, Франции, Германии, в других развитых странах функции воспитания берет на себя семья. Она отвечает за ребенка перед законом и перед требованиями общественной морали, а школа решает те же проблемы лишь в учебном процессе..." (Возчиков В., 1995, с. 33). Поскольку индивидуальность ребенка изначально формируется в семье, воспитательная работа в образовательном учреждении не может строиться без учета этого фактора. Однако существует мнение, что работа с родителями необходима прежде всего педагогам.

На самом же деле необходимость организовать взаимодействие педагога с родителями вызвана не столько потребностью в оказании какой-либо помощи детскому саду или школе со стороны мам и пап, сколько заботой об индивидуальном развитии ребенка. Создание единой воспитательной среды необходимо для раскрытия потенциальных возможностей каждого дошкольника или школьника. Именно поэтому необходимо сотрудничество, общение на равных - такое взаимодействие педагогов и родителей, где ни одна сторона не обладает правом указывать и контролировать. Родители могут выступать в роли ассистентов, помощников при проведении какого-либо вида деятельности с детьми (например, практическое занятие или лекция), в роли экспертов (если педагог готовит занятие по теме, которой хорошо владеет родитель), в роли консультантов, в роли организаторов мероприятия и др. От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса: родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения; педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства воспитания и обучения. Главное же заключается в том, что дети, оказавшись в едином воспитательном пространстве, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее, в результате чего лучше учатся и имеют гораздо меньше конфликтов со взрослыми и сверстниками.

Исследования показывают, что современные родители все больше и больше нуждаются в помощи специалистов. В зависимости от ситуации, в которой происходит общение педагога и родителей, условно можно выделить кризисное и профилактическое взаимодействия.

В процессе кризисного взаимодействия обе стороны (или хотя бы одна из них) пытаются преодолеть какую-либо кризисную ситуацию, которая и послужила поводом для встречи (часто - экстренной). Это может быть обсуждение проблемы, связанной с вопиющим (с точки зрения взрослых) поведением ребенка, с низкой успеваемостью, с конфликтом ребенка и учителя или ребенка и сверстников. Здесь роли инициатора взаимодействия может выступать как педагог (и тогда он вызывает родителей в школу, чтобы сообщить о проступках ребенка), так и родители (в этом случае они могут прийти с жалобой на несправедливость, придирки, грубость педагога). В такой ситуации, как правило, одна сторона предъявляет претензии к другой.

При кризисном взаимодействии педагога и родителей желательно подключить к работе психолога, который поможет обеим сторонам снятьнапряжение, адекватно обстановке выразить обоюдные претензии друг к другу и перейти к спокойному обсуждению проблемы с целью ее конструктивного решения.

Профилактическая работа включает в себя поиск решения проблем ребенка и родителей, причем как явных, так и латентных. При обсуждении таких явных проблем, как, например, трудности в обучении по какому-то предмету или вредные привычки ребенка, сотрудники детского сада или школы (желателен комплексный подход, совместное участие нескольких специалистов) вместе с родителями решают, что можно предпринять, чтобы помочь ребенку.

Если проблема ребенка пока еще не является очевидной для родителей (например, несоответствие возрастных и индивидуальных особенностей ребенка специфике обучения в конкретной школе), педагог может использовать такое направление работы, как обучение родителей. Многие мамы и папы, бабушки и дедушки не готовы к решению детских проблем, именно поэтому им необходимы знания о подходах к обучению и воспитанию детей разного возраста, о гендерных различиях, об особенностях взаимодействия детей и взрослых в многодетных семьях, в неполных семьях, о специфике поведения детей, связанной с очередностью рождения в семье и т.д. Для повышения мотивации родителей педагог (психолог) либо перечисляет преимущества, которые получит ребенок благодаря их совместным действиям, либо (если родители оказывают сопротивление) говорит о неблагоприятных последствиях, которые ожидают ребенка в случае бездеятельности взрослых.

Однако, несмотря на потребность родителей в подобных знаниях, педагог уже не может, как прежде, использовать только лекционную форму работы. Во-первых, в процессе лекции взрослые усваивают только 15-20% информации (и только той, которая касается их непосредственно). Во-вторых, мотивация их обучения довольно низка, так как не учитывается их жизненный опыт и запрос к специалисту. В-третьих, зачастую информация, данная родителям в лекционной форме, воспринимается родителями как давление со стороны педагога (особенно если при этом используются мимика и жесты авторитарного стиля общения).

Именно поэтому в настоящее время все чаще и чаще используются интерактивные формы взаимодействия с родителями. Это могут быть клубы по интересам, кружки, семейные клубы, посещение семей на дому, конференции, "круглые столы", семинары, спортивные соревнования, КВНы и др. Возможно использование письменных форм работы с родителями: записки на стендах, бюллетени (еженедельные, ежемесячные) о работе образовательного учреждения, письма родителям (один раз в неделю, в месяц, в учебную четверть или триместр) о достижениях ребенка, анкеты, опросники для родителей для выявления их потребностей и мнений о работе детского сада или школы.

В последнее время получила распространение такая форма работы: мамы или папы, бабушки или дедушки, используя свой жизненный опыт или профессиональные навыки, проводят встречу с детьми (группы детского сада или класса) или с другими родителями. Иногда родители берутся за проведение занятий с детьми или взрослыми, обучая их вязанию, изготовлению поделок из бумаги, игрушек и др. Особого внимания заслуживает проведение тренингов для родителей и совместных тренингов родителей и детей, главная задача которых - помочь родителям осознать свой собственный опыт.

Продолжение следует...

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Вконтакте Подписаться на новости Подписаться на новости Подписаться на новости

Популярные статьи

Нужна ли учителю психотерапия?

Постоянное напряжение, стресс, агрессия учеников, разочарование и неуверенность в себе…

Жизненный опыт как причина заниженной самооценки

В основе заниженной самооценки лежит негативное мнение о себе. Оно может казаться…

Умение слушать - в работе педагога

Профессор Тим Бригхаус на конференции, посвященной проблемам образования, проходящей в…

Как избавиться от страха темноты

Иногда для существенного облегчения жизни вашего малыша достаточно совсем немного — всего…