Я и моя семья — классный час

«Я и моя семья»

классный час в 8-11 классе


Предлагаем сценарий классного часа, посвященного взаимоотношениям учащихся с родителями и другими членами семьи, проблемам, трудностям, конфликтам, правилам семейного воспитания.

Классный час рассчитан на учащихся 8-11 -х классов и состоит из тренинговых упражнений, которые должны помочь школьникам в создании в будущем собственной семьи, в установлении доброжелательных, доверительных отношений с родителями и другими членами семьи, научить их сглаживать конфликты с родными, поддерживать комфортный психологический климат в семье.

Цели классного часа:

  1. личностное развитие членов тренинговой группы через познание и принятие себя и других людей;
  2. помощь в освоении эффективных способов взаимодействия с одноклассниками, членами своей семьи и в общении с окружающими людьми;
  3. поддержка готовности к осуществлению значимых изменений в собственной жизни и жизни окружающих людей.

Прежде чем перейти к тренинговым упражнениям, учителю следует напомнить ребятам правила:

  1. добровольное участие;
  2. готовность выслушать собеседника и признать его право иметь свою точку зрения;
  3. персонификация высказываний;
  4. подчеркивание сильных сторон личности во время обсуждения упражнений и заданий;
  5. недопустимость непосредственных оценок человека (нельзя говорить: «Ты грубый человек», «У тебя плохой характер», «Ты мне не нравишься». Следует говорить: «Ты сказал это очень грубо», «С тобой трудно сегодня говорить», «Ты чем-то раздражен, успокойся» и т. д.);
  6. искренность в общении;
  7. конфиденциальность всего происходящего на занятии.

Тренинг «Семья — это…»

Учащиеся по очереди называют слово, которое ассоциируется у них с понятием «семья». Слова не должны повторяться. Если учащийся не готов назвать вариант ответа, он может пропустить свою очередь и сказать слово в конце.

Вопросы учащимся:

  1. Трудно было выполнять задание?
  2. Каких было больше ассоциаций — позитивных или негативных?
  3. Как вы думаете, почему было больше позитивных высказываний?
  4. Какие слова, понятия вы хотели бы «взять» в свою семью?
  5. Какие еще мы могли бы назвать ассоциации к понятию «семья»?
  6. Что из перечисленного вы не хотели бы «брать» в свою семью?
  7. Расскажете ли вы дома об этом тренинге, о своих выводах, впечатлениях? Если нет, то почему?

Тренинг «За семейный очаг»

Не все люди создают семью. Есть сторонники семейного очага, есть противники. Учащиеся делятся на пары и встают в два круга. Внутренний круг — это «противники» семейного очага. Внешний круг — его «сторонники».

Задача тех, кто во внешнем круге, — убедить партнера в том, что без семьи человек не может быть счастливым, успешным, он не сможет нормально трудиться и выполнять свои гражданские обязанности. Такие люди чаще болеют, совершают преступления и т. д.

Вторые (внутренний круг) — сторонники одинокого образа жизни. Их задача, отвечая на доводы и аргументы сторонников семейных уз, отстоять свою точку зрения. Они также должны приводить определенные доводы, чтобы их могли выслушать и согласиться, если эти аргументы будут убедительными.

Время на один диалог с партнером — 3 мин. Затем по сигналу педагога ребята, стоящие во внешнем круге, делают один-два шага вправо и оказываются перед новым партнером. Снова дается 3 мин для очередного диалога.

Учащимся следует напомнить, что нужно уважать мнение партнера, внимательно выслушивать его аргументы, но и самому успеть высказаться. Если партнер увлекся, следует тактично остановить его и привести свои доводы и аргументы «за» или «против» доводов оппонента.

Вновь по сигналу педагога ребята, стоящие во внешнем круге, делают один-два шага вправо и оказываются перед новым партнером. Теперь сторонники семейных уз становятся их противниками, и наоборот. Это вносит оживление в работу и усиливает интерес. По сигналу педагога через 2-3 мин диалог прекращается.

Учитель просит учащихся сесть в круг и кратко повторить содержание наиболее убедительных диалогов, обращая внимание на факты и аргументы свои и партнеров. Интересно эти высказывания систематизировать; например, на классной доске слева записать аргументы сторонников семейных уз, а справа — противников.

Вопросы учащимся:

  1. Понравилась вам игра?
  2. Кто, на ваш взгляд, был более убедительным, страстным приверженцем той или иной позиции?
  3. Кого убедили аргументы противника, и кто изменил свою точку зрения?
  4. Посмотрите на доску, может быть, кто-нибудь приведет другие веские до-воды «за» или «против» семейных уз.
  5. Знаете ли вы, когда можно вступать в брак, заводить семью?
  6. Кому нельзя вступать в брак, почему?
  7. Где и как люди находят своего спутника или спутницу жизни?

Тренинг «Брачное объявление»

Учащиеся делятся на 5-6 групп по 4-5 чел. Им предлагается набор картонных кружков разных цветов, разложенных на столе так, чтобы они не могли видеть цвет выбранного ими кружка. Ребята, выбравшие одинаковый цвет, попадают в одну группу. Каждый берет листок бумаги, ручку или карандаш.

На первом этапе (в течение 3-х мин) каждый индивидуально составляет примерный текст брачного объявления о себе самом, где нужно указать свои основные привлекательные черты, но не только внешние. Желательно, чтобы большая часть объявления была посвящена раскрытию человеческих достоинств. Но, в принципе, школьники могут писать то, что хочется.

На втором этапе (3 мин) следует обсудить объявления в группах, каждый зачитает свой текст, добавит что-то своими словами к тому, что успел написать, ответит на вопросы остальных членов группы.

На третьем этапе (3 мин) ребята проводят взаимную «психологическую консультацию», чтобы помочь улучшить текст брачного объявления каждого члена группы.

Этот тренинг вызывает разную реакцию у подростков. Одни сразу включаются в работу, им это интересно, у них нет никаких проблем с принятием себя. Они понимают, что таким образом приобретают первый опыт составления своего резюме. Другие боятся показаться смешными, отказываются писать, начинают смеяться, шутить, скрывая внутреннюю тревогу. Нужно очень тактично помочь этим подросткам, предложив другим членам группы принять участие в обсуждении их объявлений. Или же такие ребята могут написать примерный текст  брачного объявления для старшего брата, сестры и пр. и также обсудить его в микрогруппе. Через 8-9 мин по сигналу педагога или его помощника работа в группах прекращается и организуется обсуждение.

Вопросы учащимся:

  1. Трудно ли вам было писать о себе? В чем испытывали проблемы?
  2. Какое объявление вам в вашей микрогруппе показалось наиболее интересным?
  3. Может, кто-то желает прочитать для всех свое объявление?
  4. Давайте попросим разрешения у того, кто отказался писать про себя, составить для него коллективное брачное объявление. По кругу пусть каждый желающий назовет самые привлекательные черты характера, личностные качества, привычки этого скромного одноклассника.

Тренинг «Как привлечь внимание»

На данном тренинге ребята отвечают на вопрос: »Как привлечь к себе внимание того, кто тебе симпатичен, но тебя не замечает?» На обсуждение проблемы дается 3-4 мин. Каждая группа-за это время должна написать 3-4 рекомендации. Педагог может давать консультации в процессе обсуждения, но не всему классу, а только группе, которая просит помощи.

По сигналу педагога начинается обсуждение рекомендаций со всеми учащимися. От группы выступает один представитель и зачитывает результаты работы. Объяснения даются, если об этом просят члены других групп или учитель.

Социальный педагог настраивает всех участников занятия на предельную внимательность и терпение, объясняя, что умение спорить — это, прежде всего, умение слушать. Самых нетерпеливых можно лишать слова, пока не выступят все желающие.

После выступлений и обсуждений ребята сами подводят итоги, отсекая все лишнее и суммируя самое ценное. А можно ограничиться рефлексией, когда в расслабленном состоянии дети просто делятся ощущениями от работы. Полезно добиться, чтобы они учились хвалить друг друга: за интересную мысль, за твердость в отстаивании точки зрения и т. д. Их нужно учить и тому, что молчание — это форма невысказанного неодобрения. Лучше промолчать, чем задеть самолюбие или еще хуже — унизить, обидеть.

Вопросы учащимся:

  1. Как вы относитесь к данным рекомендациям?
  2. С чем категорически не согласны?
  3. Согласны ли с тем, что нужно узнать, чем интересуется любимый вами человек, и начать интересоваться этим же, чтобы были темы для разговора и общие интересы?
  4. А как можно оказывать знаки внимания, например, в классе, школе?
  5. Нужно ли поздравлять с днем рождения, не вызовет ли это насмешки одноклассников?
  6. Как поступить, если натолкнешься на стену непонимания?

Тренинг «Дом мечты»

У каждого человека, а тем более у каждой семьи, должен быть дом, и не просто крыша над головой, а место, где его любят и ждут, понимают, принимают таким, каков он есть; место, где человеку тепло и уютно, куда хочется возвращаться.

Каждая микрогруппа должна «построить» дом своей мечты. Договоритесь, из каких «кирпичей» вы построите свой дом, какой будет фундамент, какое название дадите крыше, стенам и т. д. Время на строительство дома — 3 мин. По сигналу педагога или его помощника работу следует закончить. От группы выступает один человек и рассказывает, каким будет их дом. Каждый следующий выступающий должен назвать только те «кирпичи», которые не были названы до него.

Вопрос учащимся:

  1. Как вы думаете, что должен делать каждый член семьи, чтобы дом действительно всегда оставался таким, каким вы его построили?

Тренинг «Шкала семейных затруднений»

Объединившись в пары, ребята приступают к выполнению следующего задания. В течение 3-х мин они должны перечислить основные затруднения, с которыми сталкиваются супруги во время совместной жизни. При составлении этого перечня учащиеся должны опираться на свое представление о семейной жизни.

На первом этапе они работают вместе, обсуждая перечень семейных затруднений и записывая их в столбик. Справа нужно оставить немного места для того, чтобы потом рядом с каждым «затруднением» можно было поставить соответствующий номер. Полученный перечень должен быть у каждого, это необходимо для следующего этапа работы.

На втором этапе (3 мин) каждый участник самостоятельно должен проранжировать перечень затруднений исходя из личных представлений о степени «опасности» данного затруднения для семейного счастья. Например, если на первом месте по степени опасности для семьи стоят «материальные трудности», напротив этого затруднения в перечне ставится № 1.

На третьем этапе (2 мин) школьники сравнивают свое представление с мнением партнера и если есть расхождения, обсуждают их, пытаясь понять доводы и аргументы друг друга.

Затем начинается коллективное обсуждение. Общая шкала семейных затруднений записывается на классной доске. Как правило, примерный список таков:

  1. Материальные трудности из-за бездействия одного из членов семьи.
  2. Пьянство одного из супругов.
  3. Постоянные поздние прогулки сына или дочери.
  4. Нет единых правил, требований к воспитанию детей.
  5. Каждый сам по себе, нет общих интересов.
  6. Частые командировки или поиски развлечений вне дома, вне семьи одного из родителей; и т. д.

Вопросы учащимся:

  1. Понравилась вам работа?
  2. В чем вы испытывали трудности, размышляя о проблемах семьи?
  3. Как думаете, какую пользу вы извлекли, какой урок получили в ходе этого мозгового штурма?
  4. Эти затруднения приводят к конфликтам в семье или укрепляют ее?
  5. Подумайте, что вы можете изменить в своей семье. А хотели бы?

Ролевая игра «Конфликты в семье»

В ходе ролевой игры участники пытаются разрешить некоторые семейные проблемы при помощи распределения ролей специально придуманных действующих лиц. Эта игра породит больше вопросов, чем ответов. Это хорошо! Она полезна не своими результатами, а самим процессом участия в ней. Важнее всего увидеть подвижки в развитии личности ребенка. Дети должны уяснить: от того, как разрешаются конфликты, зависит микроклимат в семье, и многое при этом в их власти.

Работа опять проходит в уже сформированных микрогруппах. Ученики выбирают конфликтную ситуацию, можно из тех, что написаны на доске, можно любую другую, распределяют роли между всеми членами группы, обсуждают действия участников конфликта, а потом пытаются предложить новые варианты действий, которые должны способствовать примирению, укреплению семьи (5 мин).

Задача педагога и его помощников — проследить, чтобы группы выбрали разные темы конфликтных ситуаций, помочь распределить роли в группе, учитывая желание самих ребят, подсказать, что нужно сначала проиграть ситуацию обострения конфликта, традиционного его развития в наших семьях, потом предложить новые нестандартные варианты действий, какие-то реплики, если дети испытывают затруднения. Но надо стараться ничего им не навязывать, а поощрять их инициативу и находки. Например, если группа выбрала конфликт в семье по поводу разных подходов к воспитанию, можно предложить детям выработать на семейном совете свод основных правил семейного воспитания, которыми должны руководствоваться родители, бабушки и дедушки, а также тети и дяди, принимающие участие в воспитании ребенка. Если выбран конфликт, когда семья недружная и каждый сам по себе, можно предложить организовать конференцию, на которой выбрать любимые занятия, предложить варианты занятий в свободное время для всей семьи. Такие темы, как поздние прогулки сына, пропуски школьных занятий, безделье ребенка, просиживание у компьютера, обманы — не вызывают трудностей у ребят, и, как правило, они находят довольно нестандартные варианты разрешения этих конфликтов. Такой тренинг можно проводить вместе с родителями и детьми, это сближает их, взрослые начинают проявлять интерес к работе социально-психологической службы школы, более активно посещают Родительский лекторий, который работает в школе.

Наконец, когда все участники готовы, они начинают разыгрывать ситуацию, каждый исполняет свою роль в меру собственного понимания и артистизма. Задача остальных — внимательно следить за развитием конфликта и поисками выхода из него.

Вопросы учащимся:

  1. Испытываете ли удовлетворение от своей работы?
  2. Кто из участников действительно вошел в роль и удержался в ней до конца?
  3. Спектакль какой группы вам понравился больше всего, и почему?
  4. Что вы поняли из разыгранных конфликтов?
  5. Какие выводы сделали для себя на будущее?
  6. Какая ситуация показалась вам наиболее интересной?
  7. Кто смог разрешить конфликт наилучшим образом?
  8. Какое пожелание выскажете родителям, придя сегодня домой?

Скачать разработку классного часа для 8-11 классов «Я и моя семья»

Л.П. Лаппо,
социальный педагог ГБОУ СОШ № 757, г. Москва

«Я и моя семья»

классный час в 8-11 классе


На ту же тему:
Классный час «Выбор профессии – это серьезно».
Похожие статьи
1 Комментарий
  1. Nadiasvet говорит

    То, что нужно! Обязательно использую некоторые моменты в своем классном часе.

Комментарии закрыты.