Пн03272017

Обновление08:40:03

Эмоции человека

Эмоции

Эмоции1 – это особая форма отражения психикой окружающего мира, проявляющаяся главным образом в биологически обусловленных субъективных переживаниях человеком своих потребностей, отношений к миру и людям, процессам и результатам деятельности, активизирующая или тормозящая деятельность. Эмоциональные реакции протекают на фоне регистрирующейся динамики физиологических процессов: сердцебиения, потоотделения, слезотечения, двигательных реакций, напряжений тела в целом или определенных групп мышц и т.п.

Благодаря эмоциям индивиды, принадлежащие не только одной и той же культуре, социальной общности, но разным культурам и общностям обретают способность понимать переживания друг друга без опоры на речевые формы коммуникации. Индикаторами переживаний служат: выражение лица, осанка и поза, жестикуляция, возгласы и вокализации. Однако далеко не все эмоциональные переживания находят прямую реализацию в невербальных способах индикации. Часть жестов имеют социокультурное происхождение или первооснову. Например, у болгар утвердительная по смыслу жестикуляция (горизонтальные колебательные движения головы) совпадает с отрицательной у других европейских народов, и наоборот.

Различают низшие эмоции, которые связаны с удовлетворением, прежде всего,  физиологиче­ских потребностей и высшие эмоции, в основе которых лежат духовные, социальные, нравственные, познавательные, эстетические потребности.

Эмоции классифицируются:

  • Настроения –эмоциональные переживания, не имеющее специального адреса носящее «размытый» характер. Можно говорить о доминирующих у человека настроениях как о важной  интегративной характеристике личности (Б. Додонов).
  • Эмоции – реакции на непосредственное воздействие окружающего мира в его первоначальной данности в конкретный момент времени. Эти переживания возникают до этапа рациональной оценки события: страх, гнев, радость и др.
  • Чувства –устойчивые выражения отношения личности к объектам ре­альности, другим людям и к самой себе. Они включают в себя гамму эмоций и опосредованы социокультурными условиями жизни и уровнем развития личности и общества в целом. Примерами чувств могут быть: чувство долга, собственного достоинства, чести, апатии, симпатии и антипатии, любви, а кроме того, так называемые, моральные, интеллектуальные, эстетические и праксические (то есть связанные с деятельностью) чувства. Чувства динамичны, изменяются в процессе филогенеза и онтогенеза. Они имеются только у человека и выполняют важную социализирующую (то есть адаптирующую личность к условиям социальной жизни) роль.
  • Аффекты –эмоциональные состояния, возникающие в случаях, когда личность не может найти выход из критической ситуации и протекающие в виде приступа сильного нервного возбуждения, сопровождаемого видимыми изменениями поведения и деятельности вегетативных систем2. Аффекты возникают в тех ситуациях, которые не могли быть прогнозируемыми личностью, неожиданны для неё. Личность как бы застигнута врасплох и сложившаяся картина мира под влиянием обстоятельств претерпевает резкий слом. Поэтому аффекты часто носят деструктивный характер, как для внутреннего мира личности, так и для внешнего окружения.

Состояния чрезмерного нервного возбуждения, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении и в деятельности вегетативных систем, в некоторых случаях возникают не под воздействием «зашкаливающих» по психотравмирующей интенсивности факторов, а под влиянием слабых, но многократно повторяющихся и распределенных во времени психотравмирующих воздействий, когда возникает эффект «последней капли в переполненной чаше». Слабый по интенсивности психотравмирующий фактор осознавался личностью, но подавлялся или игнорировался до тех пор, пока психологическое напряжение помимо сознания не вышло из-под контроля. Процесс «наполнения чаши терпения» является серьезным фактором риска для возникновения сердечно-сосудистых и других соматических заболеваний.

Нарушения, связанные с пережитой психической травмой затрагивают все сферы функционирования человека: физиологию, личность, социальные взаимодействия. Г. Селье описывал три основные стадии развития психологического стресса:

а) аларм-стадия (или предстартовая готовность) направлена на мобилизацию адаптационных ресурсов организма. Психологическая напряженность усиливает сопротивляемость, даже хронические соматические заболевания могут исчезать или существенно сглаживать свое действие. Разумеется, они не уходят совсем и в последующем могут возвратиться значительно усилившись;

б) стадия резистентности возникает в случае, если стрессогенный фактор не подавлен на первой стадии. В адаптивной активности наступает баланс, относительная пропорциональность затрачиваемой энергии сущности переживаемой проблемы;

в) однако энергетический потенциал вовсе не беспределен и если стрессогенный фактор не устранен, то наступает стадия истощения, человек начинает остро нуждаться в помощи и поддержке извне, так как внутренний ресурс оказывается исчерпанным.

  • Страсть – устойчивый сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности, предмета или цели, ориентация всех устремлений и сил личности на едином направлении, что слабо или почти не управляется рассудочной деятельностью.
  • Фрустрация – психическое состояние дезорганизации сознания и деятельности личности, вызванное объективно непреодолимыми препятствиями на пути к желанной цели. Характеризуется эмоционально дискомфортными переживаниями (тревога, гнев, вина и т.п.).

Кроме приведенной выше классификации, эмоциональные феномены психики могут быть рассмотрены и сквозь призму других критериев:

а) модальности – здесь они становятся связанными с порождающими их сенсорными системами либо с общим знаком, который отражает их позиционирование на шкале, крайние точки которой занимают положительно и отрицательно окрашенные переживания;
б) интенсивности, то есть энергетической заряженности переживаний – от вполне нейтральных до психо и соматически травмирующих;
в) по продолжительности – от ситуативных, слабо развернутых во времени, до устойчивых, не имеющих ограничений во времени;
г) степени осознанности – от отчетливо осознаваемых и контролируемых сознанием до неосознаваемых, в том числе и тех, которые разворачиваются как бы параллельно сознанию, когда личность осознает их отрицательный характер, но не в состоянии проявить волевой самоуправляющий импульс;
д) глубине – от поверхностных, не затрагивающих основные мотивационно-смысловые структуры личности до тех, которые связаны с целостной картиной мира личности;
е) сложности – от связанных с какой-либо одной модальностью переживаний, до сложных синтетических по характеру эмоциональных состояний, в которых оказывается задействованной не только собственно эмоциональная, но и интеллектуальная, и волевая сферы личности.

Особенности влияния эмоциональных переживаний на эффективность деятельности может быть условно отражена графиком нормального вероятностного распределения (кривой Гаусса). В первой фазе повышение интенсивности эмоционального переживания стимулирует рост трудоспособности и повышение эффективности деятельности. Затем, во второй фазе, повышение интенсивности переживания постепенно становится все более значимым фактором, тормозящим деятельность, снижающим ее эффективность. Крайние точки интенсивности эмоционального переживания связаны с нулевой эффективностью деятельности или с переводом ее в деструктивное, разрушительное как для самой личности, так и для окружающих русло.

Рассмотренные вопросы:

  • Что понимается под эмоциями?
  • Роль эмоциональных процессов в регуляции деятельности.
  • Характеристика классов эмоций.
  • Особенности взаимосвязи энергетики эмоциональных процессов и эффективности деятельности.
  • В чем сходство и различия между аффектами и стрессами?
  • Что такое фрустрация?
  • Характеристика классификаций эмоциональных переживаний по критериям модальности, интенсивности, осознанности, глубине, сложности, продолжительности.

Ключевые термины: эмоции, классификация эмоций: настроение, эмоция, чувства, аффект, стресс, фрустрация, страсть, модальность, интенсивность, глубина переживаний и их сложность, нормальная кривая распределения.

1 От лат. evoveo потрясаю, волную.

2 Вегетативные системы – системы организма разделяются на два класса: двигательные (или соматические) и вегетативные. Последние включают системы пищеварения, дыхания, выделения, а также эндокринную и репродуктивную.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Вконтакте Подписаться на новости Подписаться на новости Подписаться на новости

Популярные статьи

Как избавиться от страха насекомых?

Прежде всего, давайте определимся, что для вас значит «преодолеть страх насекомых»? Как…

Здоровое питание Как научить детей питаться правильно?

Даже взрослым трудно придерживаться правильного питания, а научить этому детей — еще…

Как избавиться от любовной зависимости?

«То, что я чувствую к Нему— не любовь, а какая-то наркотическая зависимость. Каждую…

Работа с эмоцией страха у старших дошкольников

Все люди чего-нибудь побаиваются. Мудро устроено в мире живой природы, и чувство страха…