Чт12082016

Обновление09:33:56

Эмбриональная педагогика

Младенец в колыбели

В ожидании ребенка.


Эмбриональная педагогика — что это такое?


Наблюдения детских психологов, психоневрологов, педиа­тров позволили утверждать, что существует связь между от­ношением к будущему малышу матери и всех членов семьи и психическим и физическим развитием ребенка.

Ученые тщательно наблюдали за семьями, в которых ожи­далось прибавление. Наблюдение велось весь период бере­менности, а в дальнейшем — и за развитием родившихся ма­лышей в течение 2—5 лет. Все семьи условно были разделены на три группы.

В первую группу вошли пары, которые испытывали страх за исход беременности, потому что у них уже имелся неудач­ный опыт в прошлом — беременность прерывалась, не вы­нашивалась.

Во второй группе отношение к беременности у одного или обоих супругов было отрицательным в силу того, что буду­щий ребенок был нежеланным.

Третья группа состояла из супругов, которые хотели ре­бенка и у которых не было проблем, характерных для пер­вой и второй групп.

Наблюдения показали, что дети супругов третьей группы росли здоровыми и довольно приспособленными к жизни, они легко находили общий язык со сверстниками, были ак­тивными и жизнерадостными. Чего нельзя было сказать о ма­лышах, родившихся у супругов, составляющих первую и вто­рую группы. Они были беспокойными, плохо ели и спали, некоторые подолгу надрывно кричали, ранний возраст у них сопровождался массой невротических отклонений.

Большой интерес как у ученых, так и у обычных читателей вызвала монография психотерапевта Томаса Верни «Скрытая жизнь ребенка до рождения» (1981 г.). Не все в ней изложен­ное, конечно, имело достаточную доказательную почву, но гла­ва, где речь шла о значении душевного состояния женщины и эмоционального приятия будущего ребенка всеми членами семьи для дальнейшей жизни малыша, несомненно заслужи­вает того, чтобы рассказать о ней подробнее. Т. Верни утверж­дал, что более уверенные в себе дети бывают у любящих ро­дителей, которые имели хороший эмоциональный контакт с ними еще до того, как они появились на свет. Самую серьез­ную опасность для еще не родившегося малыша несет не крат­ковременная реакция женщины на какое-то негативное собы­тие, а длительное состояние тревоги, неуверенности в любви к нему не только матери, но и отца. Более того, ученый писал, что любви со стороны только одного родителя (чаще всего, конечно, матери) недостаточно. Верни наблюдал за семьями, где один из родителей проявлял холодность и невнимание к ребенку, который еще не родился. Исследования показали, что у таких младенцев проявлялась невротическая симптома­тика. Верни считал, что привязанность к еще не родившему­ся малышу со стороны родителей — лучший способ охраны его будущего психического и физического здоровья. Более то­го, именно этим определяются и дальнейшие отношения в се­мье, поскольку все, что будет происходить с ребенком на про­тяжении его жизни, станет накладываться на «пережитое» во внутриутробном периоде.

В западной литературе, посвященной вопросам семьи, в последнее время часто фигурирует термин «немая беремен­ность». Он означает эмоциональное разъединение родителей с еще не родившимся малышом. Немецкие педиатры, которые работают с детьми, имеющими нормальный слух, но родив­шимися в семьях, где родители страдали глухотой, заметили, что такие дети длительное время были дезадаптированы, име­ли невротическую симптоматику, а в дальнейшем — и сома­тическую патологию. Так ученые пришли к выводу, что «мол­чаливый» внутриутробный период для этих детей не прошел бесследно. Не был задействован слуховой анализатор, не было побуждения извне, и ребенок, который провел 40 недель в тишине, родившись, растерялся: оказывается, окружающий мир полон звуков. Выход из создавшегося положения был найден: родителям рекомендовали включать несколько раз в день музыкальные записи, прослушивание которых сопро­вождать поглаживанием живота мамы, записи обращений к ребенку (многие неслышащие люди обучены разговаривать). Результаты не заставили себя ждать: дети, рожденные в се­мьях, где выполнялись данные рекомендации врачей, быстрее адаптировались, росли активными и здоровыми.

В настоящее время термин «немая беременность» приме­няют и к беременности, когда ребенок нежеланный и роди­тели не уделяют внимания его эмоциональному развитию и эмоциональной привязанности.

Для ребенка «молчание» воспринимается как стрессогенный фактор, при этом происходит так называемая ошибка, непонимание. Нет побуждения извне — нет и ответа, нет полноценного физического и психического развития.

Конечно, восприятие неродившегося малыша нельзя рас­ценивать как сознательное, сознательного восприятия у не­го нет и в годовалом возрасте. Тогда о чем идет речь? К чему все эти разговоры? Дело в том, что механизм подсознатель­ного уже в действии, происходит накопление информации, этот механизм можно сравнить с закручиванием пружины. Наступит момент, когда она распрямится и даст мощный толчок к развитию, и тогда родители будут крайне удивле­ны: «Откуда он это все знает?», «Так быстро все схватывает, ответы дает, как взрослый...» Но, чтобы запустить этот мощ­ный механизм накопления, нужен толчок. Этим толчком яв­ляются эмоции.

Активность ребенка окрашена эмоционально. Чтобы ак­тивность была во благо, необходимо стараться, чтобы «любая реакция малыша была ему приятна! Это залог его успешного развития» (И. А. Аршавский). Именно поэтому так много го­ворится об эмоциональном единении малыша и его окруже­ния, о создании положительного настроя. Положительный эмоциональный настрой способствует как физическому, так и интеллектуальному развитию. Для родителей важно спо­собствовать развитию познавательного рефлекса. Общение с ребенком, постоянное побуждение извне способствуют развитию начальных задатков так называемого комплекса оживления. Все это понятно, когда родившийся малыш ожив­ляется, видя лицо матери, игрушку, слыша голос отца или ба­бушки. Но как обстоит дело с еще не родившимся крохой?

Комплекс оживления зарождается у ребенка еще в утро­бе, он реагирует на поглаживание живота, на обращенную к нему речь, точнее, на интонацию говорящего. Замечено, что плод при размолвке родителей замирает, а при продол­жении выяснения отношений начинает бунтовать в унисон со взрослыми. Такая двигательная активность ничего хоро­шего не приносит, создается отрицательный эмоциональный настрой, созидания энергии не происходит, а идет лишь бес­цельная ее трата. Другое дело, когда ребенок активизирует­ся в ответ на нежное прикосновение и ласковую интонацию голоса, в этот момент усиливающаяся двигательная актив­ность создает условия для накопления энергетического ма­териала, а накопленная энергия, в свою очередь, обеспечи­вает реализацию возможностей неродившегося организма, возможностей тела и мозга в настоящий момент и в буду­щем. Смысловой информации еще нет, но эмоционально контакт чрезвычайно насыщен.



Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Вконтакте Подписаться на новости Подписаться на новости Подписаться на новости

Популярные статьи

Страх потерять любовь мамы и папы

Кто любит наших детей сильнее, чем мы, родители? Мы проводим с ними большую часть нашего…

Найти себя настоящего

Говоря о себе, мы без особого труда перечисляем те качества и черты характера, которые…

Самопрезентация

Общепризнанным аспектом социального взаимодействия является стремление управлять…

Два пути познания

Мы увидели, что и в науке психологии, и в популярной психологии интуиция (как бы она ни…