Как решать проблемы и распоряжаться своим временем. Часть вторая

Как решать проблемы и распоряжаться своим временем. Часть 2.

Удивительно, как бывают, важны для понимания проблемной ситуации события, не имеющие к ней, на первый взгляд, никакого отношения и происходившие задолго до ее возникновения или случившиеся после нее. Например, замеченное преподавателем детское непослушание может быть следствием того, что ребенок испытывает дома скуку или же снимает нервное напряжение, возникшее из-за скандала между родителями. Люди, придерживающиеся диеты, часто обращают внимание на то, что чувство скуки, неожиданное критическое замечание или неспособность достичь поставленной цели вызывает неодолимое желание плотно поесть. Поведение людей после тяжелых переживаний или конфликтных ситуаций может быть непредсказуемо; в любом случае оно будет представлять собой как бы «награду» за только что пережитый стресс. Можно привести еще один интересный пример взаимосвязи двух явлений.

Уступая детям в их капризах, соглашаясь на требования ребенка, подкрепляемые криками или плачем, взрослые обязательно столкнутся с тем, что малыш будет капризничать все чаще и чаще. При недостаточном навыке общения у такого ребенка уже в зрелом возрасте может возникнуть привычка манипулировать партнером, используя для этого привычные с детства и оправдавшие себя много лет назад «средства». Сердечность, сочувствие и внимание, проявленные к таким людям, могут привести к нелогичному, на первый взгляд, всплеску негативных мыслей и потоку жалоб. Поэтому, изучая проблему, примите во внимание все события, которые могли быть с ней связаны.

Исследовав проблемную ситуацию по описанной выше схеме и проанализировав ее со всех сторон, обратитесь к тактике «мозгового штурма». Настройтесь на творческий лад и запишите все приходящие вам в голову решения. Постарайтесь взглянуть на происходящее с вами по-новому. Не отвергайте любые, даже самые фантастические идеи. На этой стадии работы критика может только повредить. Самые лучшие идеи могут быть результатом изменения, объединения или улучшения других, порой самых никчемных мыслей. Вспомните ваши предыдущие попытки избежать появления проблемы, быть может, вы смогли бы их как-нибудь модифицировать?

Снова и снова задавайте себе вопрос, что еще вы могли бы сделать. Вообразите, что сделал бы на вашем месте адвокат, министр, известный вам умудренный опытом человек. Если у вас есть возможность, спросите других людей, как бы они взялись за решение этой проблемы. Перед тем как выбрать один из вариантов решения, составьте (лучше письменно) полный список всех альтернатив, каждая из которых должна содержать ясный и определенный план действий. Поступив так, вы избавите себя от опасности принять первый пришедший в голову и в принципе осуществимый план за лучшее и единственное решение.

Если обсуждение конфликтной ситуации зашло в тупик, попробуйте сделать перерыв, по окончании которого успех, скорее всего, будет достигнут. Без колебаний прекращайте разговор и берите таймаут, как только одна из конфликтующих сторон проявит малейшие признаки усталости или раздражения. Во время перерыва попробуйте обсудить ваш вопрос с другими людьми.

Шанс прийти к компромиссу или хотя бы о чем-нибудь договориться заметно возрастет, если вы или ваши оппоненты смогут найти третейского судью, устраивающего все стороны. Случается, что подходящее для всех решение так и не бывает найдено, и тогда сторонам остается просто сосуществовать, принимая как данность различия во взглядах.

При сравнении альтернативных решений необходимо объективно оценить эффективность каждого из них и возникающие при их реализации трудности. Очень важно, чтобы вы полностью представляли тот стиль поведения, которого вам необходимо будет придерживаться после принятия решения, и понимали, каковы будут ваши конкретные действия, где и когда они будут происходить.

Обязательно помните, что любая ситуация не стоит на месте, развиваясь в том или ином направлении, хотя бы вследствие ваших же усилий. Поэтому для достижения успеха необходимо регулярно отслеживать происходящие изменения и в соответствии с ними вносить свои коррективы в план действий.

Не уделяя постоянного внимания происходящему, вы также можете не заметить, что добились небольших достижений (например, прекратили ворчать по пустякам, перестали постоянно размышлять о семейных проблемах и стали интересоваться работой). А ведь именно эти маленькие победы способны дать вам силы для дальнейшей работы. Другая стратегия будет полезна, если предстоит сделать нелегкий выбор меж­ду двумя альтернативами. Впервые ее применил Бенджамин Франклин. Перед тем как сделать свой выбор, он составлял полные списки преимуществ и недостатков каждой из альтернатив, получая, таким образом, всего четыре списка. Затем он просматривал два списка преимуществ. Найдя одинаковые по значимости пункты в каждом из списков, он вычеркивал их. Случалось, что две или три записи в одном списке уравновешивались одной записью из другого. Аналогичная работа проделывалась со списками недостатков. По окончанию работы у Франклина оставался короткий перечень оставшихся преимуществ и недостатков по каждому из альтернативных вариантов, оценить которые было уже довольно легко.

Существует достаточно простой способ самостоятельно провести терапевтический сеанс для решения волнующего вас вопроса. Поразмыслите об источнике ваших переживаний; это может быть черта вашего характера, повторяющаяся неприятная ситуация или вызывающий проблему человек. Запоминайте все свои мысли, фиксируйте любые эмоции и ощущения, которые сопровождают ваши размышления. Будьте максимально откровенны с собой, ничего не оставляйте без внимания. Пишите все, что приходит на ум, когда вы думаете о проблеме, кажется ли вам это здравым рассуждением или глупостью. Истощив весь запас мыслей, чувств и ассоциаций по интересующей вас теме, сделайте перерыв на некоторое время. Отдохните, дождитесь, пока утихнут эмоции, а затем займитесь исследованием полученного списка. Что из написанного вы считаете важным и заслуживающим особого внимания? Какие мысли и идеи вам кажутся наиболее разумными в сложившейся ситуации?

Присутствуют ли в вашем списке цели, желания чувства, которые сейчас, находясь в спокойном состоянии, вы бы отбросили как мимолетные проявления эгоизма или неблагоразумия? После того как в вашем листке останется только то, что действительно заслуживает внимания, используйте тактику «мозгового штурма» для поиска наилучшего пути к преодолению проблемы.

Продолжение следует…

Чак Фолкен «Как решать проблемы и распоряжаться своим временем»

Часть II

Часть I

Похожие статьи

Комментарии закрыты.