Ср12072016

Обновление09:33:56

Развивающие игрушки - вымысел и реальность

Дети играют в игрушки

Сегодня, когда практически каждые уважающие себя родители озабочены тем, чтобы как можно раньше обучить своего ребёнка чтению, счёту и письму, дать ему первоначальные энциклопедические знания, научить говорить, считать и петь песенки на иностранном языке, знать столицы разных стран и их расположение на карте, должным образом развить мелкую моторику и фантазию ребёнка, производителям товаров для детей ничего не стоит поставить на любую игрушку маркировку «развивающая» — ведь спрос рождает предложение.

Несмотря на то что тема развития ребёнка уже не нова, с развивающими игрушками всё ещё связаны самые разнообразные мифы и заблуждения, за которыми скрывается простая и естественная правда. Какие же это мифы?

Миф №1. Развивающие игрушки должны быть интерактивными, электронными, говорящими, современными.

На самом деле Развивающая игрушка — это игрушка, в самом устройстве которой заложен дидактический, обучающий смысл, но это совсем не означает, что эта дидактическая функция заключается в переключении кнопок и рычагов. Да, все эти интерактивные элементы могут быть привлекательны для ребёнка, особенно маленького, на первоначальном этапе знакомства с игрушкой. Но на незначительном воздействии на развитие тонкой моторики пальцев и помощи в установлении причинно-следственных связей развивающая функция подобных игрушек и заканчивается. Истинно развивающая игрушка для ребёнка, по точному выражению Ушинского, — та, «которую он может заставить изменяться самым разнообразным образом». А как ребёнок может заставить изменяться какой-нибудь развивающий планшет, говорящего кота или любую другую интерактивную игрушку с заданным набором программ, пусть и с большим?

Достаточно сравнить интерактивные игрушки с кубиками, пирамидками, матрёшками, с конструктором и пластилином, чтобы понять несостоятельность данного мифа о развивающих игрушках.

Радует, что производители детских игрушек всё больше возвращаются «к истокам», радуя малышей новыми видами материалов для творчества, необычными конструкторами, качественными деревянными игрушками и пособиями.

Миф №2. Развивающие игрушки — это дорого.

На самом деле Понятно, что поддержание этого мифа выгодно всем участникам «игрушечной» индустрии. Кстати, и родителям это тоже, в каком-тот смысле, выгодно, ведь покупая дорогую игрушку, чувствуешь большое облегчение: «Вот как я забочусь о развитии своего крохи, теперь у него точно есть всё необходимое для развития!» В действительности развивающий потенциал, которым обладают самые обычные вещи, окружающие малыша дома и на улице, нисколько не уступает, а иногда и превосходит тот, который несут в себе магазинные разрекламированные игрушки. Для разного возраста это свои «сокровища», и мы не будем здесь подробно на этом останавливаться, но каждая мама должна знать, какие возможности для развития открывает использование природного и бросового материала, круп и различных хозяйственных мелочей, простейших самодельных игр и пособий.

Миф №3. Без развивающих игрушек невозможно или очень сложно развивать ребёнка.

На самом деле Существуют исследования, которые показывают, что в искусственно обеднённой развивающей среде (в домах ребёнка) дети демонстрируют существенное отставание в развитии. Но развивающая среда — это не только и не столько игрушки. Это в целом всё окружение ребёнка, всё то и все те, с кем и с чем он взаимодействует, общается, играет, творит, познаёт. Одно только включение ребёнка в обычную социальную и бытовую деятельность значимого взрослого в качестве наблюдателя и активного участника может «закрыть» основную массу задач развития малыша.

Миф №4. Развивающие игрушки развивают ребёнка «сами по себе».

На самом деле Уверенность в этой «истине» опасна по двум причинам. Во-первых, мало купить и принести домой очередную развивающую игрушку. Нужно познакомить ребёнка с игрушкой, научить его играть с ней, открывать её возможности, заинтересовать ребёнка игрой. Ведь часто родители скупают множество первоклассных дидактических пособий вроде блоков Дьенеша или кубиков Никитина, а потом сетуют на то, что методика не работает, в то время как пособия пылятся на полках, едва распакованные. Во-вторых, возможности любой игрушки, игры и — шире — деятельности для развития ребёнкадошкольника всегда обусловлены ролью взрослого, его активным участием в игре с ребёнком.

Миф №5. Развивающих игрушек должно быть много.

На самом деле В целом, если есть возможность использовать для организации игр с ребёнком большое количество разноплановых развивающих игрушек, в этом нет ничего плохого. Но речь идёт именно о грамотной и продуманной организации игр, а не просто о заполнении пространства и времени всевозможными игрушками. Развивающая среда должна быть логично и удобно выстроена, она должна отвечать актуальным задачам развития конкретного ребёнка, а не представлять собой филиал «Детского мира».

Миф №6. «И нам такое нужно!»

На самом деле Наличие и даже эффективное использование той или иной игрушки соседскими Петей или Катей совсем не означает, что есть острая необходимость приобрести точно такую же игрушку, пособие, игру вашему ребёнку. Безусловно, опыт и отзывы других родителей стоит принимать во внимание. Но основным критерием принятия решения о покупке развивающей игрушки должно быть понимание потребностей и интересов конкретного ребёнка, его ближайшей зоны развития, склонностей и предпочтений, сильных и слабых мест. Подводя итог, можно сказать, что тему развивающих игрушек можно считать одним большим мифом, потому что, как мы убедились, развивают не игрушки как таковые — развивает совместная игра, развивает взрослый, способный правильно подобрать игрушки, грамотно организовать знакомство и игру с ними, активно участвующий в процессе игры и познания, которые в дошкольном возрасте неотделимы друг от друга.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Вконтакте Подписаться на новости Подписаться на новости Подписаться на новости

Популярные статьи

Роль родителей в детской дружбе

Если ваш ребенок уже ходит в среднюю школу, вы, вероятно, часто вспоминаете собственное…

Психологическая программа подготовки детей к экзаменам,…

Цель программы: обучение детей приемам регулирования чувства волнения через произвольное…

Память человека - долговременная память

Долговременная память является не статическим хранилищем, а широко разветвленной,…

Возрастные психологические особенности учащихся 6 класса

В шестом классе кризис идентичности испытывают уже почти все учащиеся — примерно 90%.…