Сб01212017

Обновление09:33:56

Развивающие игрушки - вымысел и реальность

Дети играют в игрушки

Сегодня, когда практически каждые уважающие себя родители озабочены тем, чтобы как можно раньше обучить своего ребёнка чтению, счёту и письму, дать ему первоначальные энциклопедические знания, научить говорить, считать и петь песенки на иностранном языке, знать столицы разных стран и их расположение на карте, должным образом развить мелкую моторику и фантазию ребёнка, производителям товаров для детей ничего не стоит поставить на любую игрушку маркировку «развивающая» — ведь спрос рождает предложение.

Несмотря на то что тема развития ребёнка уже не нова, с развивающими игрушками всё ещё связаны самые разнообразные мифы и заблуждения, за которыми скрывается простая и естественная правда. Какие же это мифы?

Миф №1. Развивающие игрушки должны быть интерактивными, электронными, говорящими, современными.

На самом деле Развивающая игрушка — это игрушка, в самом устройстве которой заложен дидактический, обучающий смысл, но это совсем не означает, что эта дидактическая функция заключается в переключении кнопок и рычагов. Да, все эти интерактивные элементы могут быть привлекательны для ребёнка, особенно маленького, на первоначальном этапе знакомства с игрушкой. Но на незначительном воздействии на развитие тонкой моторики пальцев и помощи в установлении причинно-следственных связей развивающая функция подобных игрушек и заканчивается. Истинно развивающая игрушка для ребёнка, по точному выражению Ушинского, — та, «которую он может заставить изменяться самым разнообразным образом». А как ребёнок может заставить изменяться какой-нибудь развивающий планшет, говорящего кота или любую другую интерактивную игрушку с заданным набором программ, пусть и с большим?

Достаточно сравнить интерактивные игрушки с кубиками, пирамидками, матрёшками, с конструктором и пластилином, чтобы понять несостоятельность данного мифа о развивающих игрушках.

Радует, что производители детских игрушек всё больше возвращаются «к истокам», радуя малышей новыми видами материалов для творчества, необычными конструкторами, качественными деревянными игрушками и пособиями.

Миф №2. Развивающие игрушки — это дорого.

На самом деле Понятно, что поддержание этого мифа выгодно всем участникам «игрушечной» индустрии. Кстати, и родителям это тоже, в каком-тот смысле, выгодно, ведь покупая дорогую игрушку, чувствуешь большое облегчение: «Вот как я забочусь о развитии своего крохи, теперь у него точно есть всё необходимое для развития!» В действительности развивающий потенциал, которым обладают самые обычные вещи, окружающие малыша дома и на улице, нисколько не уступает, а иногда и превосходит тот, который несут в себе магазинные разрекламированные игрушки. Для разного возраста это свои «сокровища», и мы не будем здесь подробно на этом останавливаться, но каждая мама должна знать, какие возможности для развития открывает использование природного и бросового материала, круп и различных хозяйственных мелочей, простейших самодельных игр и пособий.

Миф №3. Без развивающих игрушек невозможно или очень сложно развивать ребёнка.

На самом деле Существуют исследования, которые показывают, что в искусственно обеднённой развивающей среде (в домах ребёнка) дети демонстрируют существенное отставание в развитии. Но развивающая среда — это не только и не столько игрушки. Это в целом всё окружение ребёнка, всё то и все те, с кем и с чем он взаимодействует, общается, играет, творит, познаёт. Одно только включение ребёнка в обычную социальную и бытовую деятельность значимого взрослого в качестве наблюдателя и активного участника может «закрыть» основную массу задач развития малыша.

Миф №4. Развивающие игрушки развивают ребёнка «сами по себе».

На самом деле Уверенность в этой «истине» опасна по двум причинам. Во-первых, мало купить и принести домой очередную развивающую игрушку. Нужно познакомить ребёнка с игрушкой, научить его играть с ней, открывать её возможности, заинтересовать ребёнка игрой. Ведь часто родители скупают множество первоклассных дидактических пособий вроде блоков Дьенеша или кубиков Никитина, а потом сетуют на то, что методика не работает, в то время как пособия пылятся на полках, едва распакованные. Во-вторых, возможности любой игрушки, игры и — шире — деятельности для развития ребёнкадошкольника всегда обусловлены ролью взрослого, его активным участием в игре с ребёнком.

Миф №5. Развивающих игрушек должно быть много.

На самом деле В целом, если есть возможность использовать для организации игр с ребёнком большое количество разноплановых развивающих игрушек, в этом нет ничего плохого. Но речь идёт именно о грамотной и продуманной организации игр, а не просто о заполнении пространства и времени всевозможными игрушками. Развивающая среда должна быть логично и удобно выстроена, она должна отвечать актуальным задачам развития конкретного ребёнка, а не представлять собой филиал «Детского мира».

Миф №6. «И нам такое нужно!»

На самом деле Наличие и даже эффективное использование той или иной игрушки соседскими Петей или Катей совсем не означает, что есть острая необходимость приобрести точно такую же игрушку, пособие, игру вашему ребёнку. Безусловно, опыт и отзывы других родителей стоит принимать во внимание. Но основным критерием принятия решения о покупке развивающей игрушки должно быть понимание потребностей и интересов конкретного ребёнка, его ближайшей зоны развития, склонностей и предпочтений, сильных и слабых мест. Подводя итог, можно сказать, что тему развивающих игрушек можно считать одним большим мифом, потому что, как мы убедились, развивают не игрушки как таковые — развивает совместная игра, развивает взрослый, способный правильно подобрать игрушки, грамотно организовать знакомство и игру с ними, активно участвующий в процессе игры и познания, которые в дошкольном возрасте неотделимы друг от друга.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Вконтакте Подписаться на новости Подписаться на новости Подписаться на новости

Популярные статьи

Школьный стресс

По данным Института возрастной физиологии, школа является причиной до 40% всех факторов,…

Школьная тревожность - диагностика и коррекция

Школьная тревожность — это специфический вид тревожности, проявляющийся во взаимодействии…

Типология «трудных классов»

Довольно часто в школьной практике встречаются так называемые «необучаемые» классы. Их…

Годовой план работы психолога в школе

Перспективный план работы разрабатывается каждым психологом ежегодно, согласовывается и…