Взаимодействие педагога с родителями

Современные подходы к взаимодействию педагога с родителями

Часть I. Взаимодействие педагога с родителями – новый взгляд

В течение нескольких десятилетий в нашей стране осуществлялась политика превращения воспитания из семейного в общественное, в связи с чем в школах и детских садах складывалось снисходительное отношение к домашнему воспитанию. И педагоги, и сами родители были убеждены, что именно образовательное учреждение призвано осуществить основной вклад в дело формирования личности активного члена нашего общества, строителя светлого будущего человечества. В связи с такой постановкой вопроса многие педагоги видели свою миссию в том, чтобы учить (даже поучать), контролировать действия родителей, указывать на их ошибки и недостатки в воспитании детей. Именно поэтому основной формой работы педагога с родителями оказались родительские собрания с обязательным монологом педагога, включающим в себя, как правило, оценку ребенка (в основном его негативного поведения и недостатков при обучении). При этом опыт родителей полностью игнорировался.

В настоящее время в связи с переходом на личностно-ориентированную модель взаимодействия с ребенком признается приоритет семейного воспитания над общественным. «Культура и богатство страны могут быть измерены простым критерием: в какой мере семья занимается воспитанием своих детей. Так, в Америке, Франции, Германии, в других развитых странах функции воспитания берет на себя семья. Она отвечает за ребенка перед законом и перед требованиями общественной морали, а школа решает те же проблемы лишь в учебном процессе…» (Возчиков В., 1995, с. 33). Поскольку индивидуальность ребенка изначально формируется в семье, воспитательная работа в образовательном учреждении не может строиться без учета этого фактора. Однако существует мнение, что работа с родителями необходима прежде всего педагогам.

На самом же деле необходимость организовать взаимодействие педагога с родителями вызвана не столько потребностью в оказании какой-либо помощи детскому саду или школе со стороны мам и пап, сколько заботой об индивидуальном развитии ребенка. Создание единой воспитательной среды необходимо для раскрытия потенциальных возможностей каждого дошкольника или школьника. Именно поэтому необходимо сотрудничество, общение на равных — такое взаимодействие педагогов и родителей, где ни одна сторона не обладает правом указывать и контролировать. Родители могут выступать в роли ассистентов, помощников при проведении какого-либо вида деятельности с детьми (например, практическое занятие или лекция), в роли экспертов (если педагог готовит занятие по теме, которой хорошо владеет родитель), в роли консультантов, в роли организаторов мероприятия и др. От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса: родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения; педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства воспитания и обучения. Главное же заключается в том, что дети, оказавшись в едином воспитательном пространстве, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее, в результате чего лучше учатся и имеют гораздо меньше конфликтов со взрослыми и сверстниками.

Исследования показывают, что современные родители все больше и больше нуждаются в помощи специалистов. В зависимости от ситуации, в которой происходит общение педагога и родителей, условно можно выделить кризисное и профилактическое взаимодействия.

В процессе кризисного взаимодействия обе стороны (или хотя бы одна из них) пытаются преодолеть какую-либо кризисную ситуацию, которая и послужила поводом для встречи (часто — экстренной). Это может быть обсуждение проблемы, связанной с вопиющим (с точки зрения взрослых) поведением ребенка, с низкой успеваемостью, с конфликтом ребенка и учителя или ребенка и сверстников. Здесь роли инициатора взаимодействия может выступать как педагог (и тогда он вызывает родителей в школу, чтобы сообщить о проступках ребенка), так и родители (в этом случае они могут прийти с жалобой на несправедливость, придирки, грубость педагога). В такой ситуации, как правило, одна сторона предъявляет претензии к другой.

При кризисном взаимодействии педагога и родителей желательно подключить к работе психолога, который поможет обеим сторонам снятьнапряжение, адекватно обстановке выразить обоюдные претензии друг к другу и перейти к спокойному обсуждению проблемы с целью ее конструктивного решения.

Профилактическая работа включает в себя поиск решения проблем ребенка и родителей, причем как явных, так и латентных. При обсуждении таких явных проблем, как, например, трудности в обучении по какому-то предмету или вредные привычки ребенка, сотрудники детского сада или школы (желателен комплексный подход, совместное участие нескольких специалистов) вместе с родителями решают, что можно предпринять, чтобы помочь ребенку.

Если проблема ребенка пока еще не является очевидной для родителей (например, несоответствие возрастных и индивидуальных особенностей ребенка специфике обучения в конкретной школе), педагог может использовать такое направление работы, как обучение родителей. Многие мамы и папы, бабушки и дедушки не готовы к решению детских проблем, именно поэтому им необходимы знания о подходах к обучению и воспитанию детей разного возраста, о гендерных различиях, об особенностях взаимодействия детей и взрослых в многодетных семьях, в неполных семьях, о специфике поведения детей, связанной с очередностью рождения в семье и т.д. Для повышения мотивации родителей педагог (психолог) либо перечисляет преимущества, которые получит ребенок благодаря их совместным действиям, либо (если родители оказывают сопротивление) говорит о неблагоприятных последствиях, которые ожидают ребенка в случае бездеятельности взрослых.

Однако, несмотря на потребность родителей в подобных знаниях, педагог уже не может, как прежде, использовать только лекционную форму работы. Во-первых, в процессе лекции взрослые усваивают только 15-20% информации (и только той, которая касается их непосредственно). Во-вторых, мотивация их обучения довольно низка, так как не учитывается их жизненный опыт и запрос к специалисту. В-третьих, зачастую информация, данная родителям в лекционной форме, воспринимается родителями как давление со стороны педагога (особенно если при этом используются мимика и жесты авторитарного стиля общения).

Именно поэтому в настоящее время все чаще и чаще используются интерактивные формы взаимодействия с родителями. Это могут быть клубы по интересам, кружки, семейные клубы, посещение семей на дому, конференции, «круглые столы», семинары, спортивные соревнования, КВНы и др. Возможно использование письменных форм работы с родителями: записки на стендах, бюллетени (еженедельные, ежемесячные) о работе образовательного учреждения, письма родителям (один раз в неделю, в месяц, в учебную четверть или триместр) о достижениях ребенка, анкеты, опросники для родителей для выявления их потребностей и мнений о работе детского сада или школы.

В последнее время получила распространение такая форма работы: мамы или папы, бабушки или дедушки, используя свой жизненный опыт или профессиональные навыки, проводят встречу с детьми (группы детского сада или класса) или с другими родителями. Иногда родители берутся за проведение занятий с детьми или взрослыми, обучая их вязанию, изготовлению поделок из бумаги, игрушек и др. Особого внимания заслуживает проведение тренингов для родителей и совместных тренингов родителей и детей, главная задача которых — помочь родителям осознать свой собственный опыт.

Продолжение следует…

Современные подходы к взаимодействию педагога с родителями

Часть I. «Взаимодействие педагога с родителями – новый взгляд»

Часть II. «Родитель как клиент«

Часть III. «Формы работы с родителями«

Похожие статьи

Комментарии закрыты.