Работа психолога с учащимися с выученной беспомощностью


Беспомощность — это понятие обыденного языка, включающее в себя три смысловых аспекта: не могу справиться с ситуацией сам; не получаю или не прошу помощи; нахожусь в дискомфортном состоянии. Это состояние, как правило, относится к каким-либо конкретным сферам жизнедеятельности — учебе, работе, общению с противоположным полом и т. д. Переживание, а затем закрепление беспомощности возникает в повторяющихся ситуациях неуспеха, когда усилия, прилагаемые человеком, не приносят желаемого результата.

Мы остановимся на проблеме выученной беспомощности школьников в учебной деятельности. Она формируется в ситуациях, в которых у ребенка возникает мысль: «Я не могу этого сделать (решать задачу, написать диктант без ошибок и т. д.)». Повторившись несколько раз в различных вариациях, неудачи приводят к тому, что учебная деятельность и особенно ее результативность начинают казаться неподконтрольными, что провоцирует формирование неблагоприятного эмоционального фона и так называемого «мотивационного дефицита»: мысль «Я не могу» сменяется на «Я не хочу». В итоге этот вид деятельности осуществляется крайне неэффективно или же следует отказ от ее реализации (в нашем случае — школьник теряет интерес и вскоре перестает выполнять учебные задания, заранее настроен на отрицательную оценку за проверочные работы и т. д.).

В целом психологический механизм воздействия выученной беспомощности на эффективность (а точнее, неэффективность) учебной деятельности таков: блокированию деятельности предшествует потеря возможности построить адекватный прогноз ее результатов на фоне роста эмоционального напряжения из-за субъективной невозможности достичь успеха.

На сегодняшний день не существует надежного психодиагностического метода выявления выученной беспомощности. Поэтому мы приведем только отдельные признаки, наличие которых в поведении школьника может указывать на ее присутствие:

  • прогулы, обманы относительно посещения школы или отдельных предметов;
  • страх перед школой, ситуациями проверки знаний (вплоть до формирования психосоматических симптомов);
  • отказ от выполнения учебных заданий по принципу «Я не знаю как»;
  • забывчивость, трудности в сосредоточении;
  • истощаемость, утомляемость;
  • нарушения дисциплины и др.

Большим «диагностическим потенциалом» обладают ярлыки, навешиваемые учащимся педагогами. В частности, на выученную беспомощность почти наверняка указывают такие оценки, как «полный идиот», «лентяй», «шут», «клоун».

Консультирование школьника с трудностями, обусловленными выученной беспомощностью, ориентируется на решение следующих задач:

  • разрядка отрицательных эмоций, связанных с учебной деятельностью (нормализация, «вентиляция чувств»);
  • создание условий для осознания учащимся структуры ситуаций, провоцирующих выученную беспомощность (обсуждение конкретных ситуаций, выделение их общих характеристик, анализ состояния учащегося на каждом из этапов развития подобной ситуации);
  • актуализация позитивного опыта преодоления подобных ситуаций, поиск соответствующих ему личностных ресурсов (обсуждение ситуаций, желательно нескольких, в которых учащимся был достигнут положительный результат, поиск ответа на вопросы «что мне помогло», «что могло бы помочь»);
  • обучение навыкам эмоционального самоконтроля и прогнозирования результатов собственной деятельности (создание условий для осознания учебных ситуаций как подконтрольных; анализ конкретных примеров взаимосвязей осуществленной деятельности и ее результативности);
  • формулирование «шагов роста» («подстройка в будущее», постановка реалистичных целей по изменению сложившейся ситуации);
  • поддержка учащегося со стороны психолога, педагогов и родителей.

В работе с педагогами и родителями целесообразно сосредоточиться на следующих темах:

  • поддержка ребенка в его обращениях за помощью;
  • разграничение оценки достижений и оценки личности ребенка;
  • поощрение любого проявления инициативы и ответственности;
  • необходимость придерживаться последовательных требований в общении с ребенком, четко обозначить его права и обязанности.
 О выученной беспомощности


Более подробную информацию о проблеме выученной беспомощности и путях работы с ней можно почерпнуть из литературы:

  • Ротенберг В. С, Аршавский В. В. Поисковая активность и адаптация. М.: Наука, 1984.
  • Ротенберг В. С, Бондаренко С. М. Мозг, обучение, здоровье. М.: Просвещение, 1989.
  • Глассер У. Школа без неудачников. М.: Прогресс, 1991.
  • Шапкин С. А. Экспериментальное изучение волевых процессов. М.: Смысл, 1997.
Похожие статьи

Комментарии закрыты.