Жизненные планы

В жизни ничего наверстать невозможно — эту истину
каждый должен усвоить как можно раньше.
Хр. Геббель, немецкий писатель.

Среди живых существ, населяющих нашу планету, только человек имеет способность строить жизненные планы и, по возможности, реализовывать их. Стремление человека оптимальным образом организовать небеспредельное время своей жизни, по-видимому, возникло очень давно.

Более трех тысячелетий отделяет нас от создания вавилонской «Таблицы судеб», куда, полагали вавилоняне, занесены все будущие события жизни каждого человека, и китайской «Книги перемен», позволявшей обнаружить свое «Дао» (путь в жизни, соответствующий естественному порядку вещей, естественным законам). В античности складывается понятие судьбы, персонифицируемое в образах фатума — рока, ананкэ — необходимости, мойр — богинь судьбы. Один из самых известных античных афоризмов гласит: «Судьбы ведут того, кто хочет, и тащат того, кто не хочет…»

Толкование сновиденийБольшое значение во все времена придавалось толкованию сновидений.

В соответствии с христианской моделью мира Божий промысел не определяет всецело жизненный путь человека: он только направляет его, освещает путь, а за человеком остается решение — уклониться от этого пути или идти по нему до конца. Фатализм поздней античности и Средних веков имел под собой объективные основания: низкую продолжительность жизни, высокую вероятность отправиться к праотцам даже раньше этого срока вследствие войн, эпидемий, голода, вызванного неурожаем.

В эпоху Возрождения складываются представления о том, что человек не игрушка в руках рока, но призван творить себя, сознавая и расширяя свои возможности. Культура Нового времени продолжает     эту         линию. Постепенно возникает и укрепляется убеждение в том, что препятствия и преграды на пути осуществления человеком его жизненных планов несут не только негативную функцию.

Об этом хорошо сказал в своем сатирическом романе « Человек без свойств» австрийский писатель Роберт Муз иль (1880 — 1942): «Человека нужно стеснить в его возможностях, планах и чувствах всяческими предрассудками, традициями, трудностями и ограничениями, как безумца — смирительной рубашкой, и лишь тогда то, что он способен создать, обретет, может быть, ценность, зрелость и прочность…»

хиромантияДревнее искусство хиромантии каждую линию на ладони способно истолковать как проявление судьбы человека. Хиромантия пришла в Европу с Востока. В Средние века «чтение» судьбы по руке становится настолько популярно, что даже церковный запрет (XV в.) не в силах был заставить европейцев отказаться от услуг хиромантов. Наполеону принадлежат слова: «Лицо человека обманет, рука — никогда».

Индийские астрологи составляли гороскопы еще в IV в. до н. э., веря, что существует таинственная связь между движением планет и поворотами человеческой судьбы: поняв эту связь, можно многое объяснить в своем прошлом, предугадать будущее.

В каждом обществе, в каждой социальной группе приняты свои устоявшиеся образцы жизненных стратегий. Стандарты существуют практически в любой области деятельности: ведь только тогда результат может быть оценен.

Сравнение с результатами других людей и определение человеком своего места американские психологи назвали поисками «социальной относительной нормы». Понятие о социальной относительной норме у человека формируется в процессе преодоления «фильтров» и препятствий.

Питирим Сорокин (1889—1968), крупнейший американский социолог русского происхождения, в своих работах подчеркивал значение характера препятствий, которые общество устанавливает для индивидов. Если эти препятствия «злокачественны» и «неадекватны», это ведет к печальным последствиям для всего общества. Если же они адекватны и правомерны, то и социальное распределение индивидов приведет к процветанию всего общества. Например, ограничение доступа к образованию для талантливых детей из бедных семей самым негативным образом сказывается на интеллектуальном потенциале государства. Если же фильтры и барьеры задерживают тех, чье обучение стоит учителям и обществу чрезмерных усилий, общий интеллектуальный потенциал общества не страдает.

Жизненные планы на различных этапах жизненного пути имеют свои качественные особенности. Пристальное внимание социологи и психологи уделяют периоду самоопределения личности — раннему юношескому возрасту. В этот период планы зачастую диффузны и нереалистичны. Социологами описан феномен «нереалистического оптимизма»: человек склонен существенно занижать вероятность того, что неприятные события могут случиться с ним, и завышать свои шансы добиться чего-то в жизни. Как правило, юношеский возраст характеризуется «нереалистическим оптимизмом». Удивительно, но эти оптимистические ожидания существуют на фоне крайне низкой удовлетворенности жизнью. К 35 годам (так называемый «кризис середины жизни») реализация целей сама по себе перестает приносить удовлетворение, все более настоятельным становится вопрос о смысле жизни. К середине пятого десятилетия, когда реализация жизненных целей в основном завершена, перед человеком встает и другой вопрос: та ли единственная программа осуществлена им, та ли миссия исполнена, те ли цели достигнуты.

Календарь жизниНаряду с «Календарем времени» (365 дней) у ацтеков существовал «Календарь жизни» (260 дней). «Календарем жизни» пользовались жрецы-гадатели. Считалось, что существую счастливые и несчастливые дни и числа, а судьба каждого человека зависит от его дня рождения. Например, если ребенок рождался в неблагоприятный день, родители могли исправить дурное предзнаменование, дав ребенку имя несколькими днями позже.

Временное измерение жизненных планов личности опирается на «жизненное расписание», или тайминг — стандартные для той или иной культуры возрасты получения образования, вступления в брак и т. п. Но стандартное «расписание» не принимает во внимание адекватность — неадекватность жизненных планов уникальным жизненным обстоятельствам и особенностям личности. Многим людям приходится затрачивать огромные усилия для того,  чтобы преодолевать несоответствие своей личности, своего склада характера когда-то задуманным жизненным планам. Жизненных планов можно придумать множество. Труднее выбрать из них наиболее реалистичные — самые простые в «исполнении» или открывающие перспективы, одобряемые близкими. Но задачи человека не сводятся к обнаружению, формулированию, осуществлению жизненных планов. Пе- ред личностью встает еще более сложная задача соподчинения и интеграции жизненных планов в единую линию, называемую жизненным путем личности. Интересно, что в болгарском языке жизненный путь именуется «жизненым равнищем». Первая ассоциация — с равниной, с полем, именно с тем, которое «жизнь прожить — не поле перейти». Другая — с некоторой «выравнивающей силой», равняющей всех независимо от их желания. Эту силу в современном обществе представляют и институты социализации (семья, школа, армия), и средства массовой информации, задающие стандарт «идеальной биографии» спортсмена, политика.

Один из критериев личностной зрелости — способность к осознанному формулированию жизненной программы, к преодолению жизненных обстоятельств, мешающих ее осуществлению. Вряд ли можно точно сказать, начиная с какого возраста такое планирование доступно человеку. Так, известный исследователь Арктики Отто Юльевич Шмидт в четырнадцатилетнем возрасте составил подробный список всего того, что нужно сделать для будущего успеха в изучении Севера: какие науки изучить, какими языками овладеть, какие исследования провести. Когда будущий ученый попытался прикинуть срок для осуществления программы, оказалось, что он составляет свыше 500 лет! С немалым трудом программа была «ужата» до 160 лет. Когда же в возрасте 70 лет Шмидт обнаружил в архиве этот юношеский план, он с удивлением обнаружил, что к тому времени намеченная (160-летняя!) программа была практически по всем позициям не только выполнена, но и перевыполнена.

Важной является и гибкость личности, позволяющая корректировать программы, а не слепо следовать им.


Жизненные планы.

Читайте также:
Я-концепция.
Самоактуализация.
Разум.
Похожие статьи

Комментарии закрыты.