Ср04262017

Обновление08:40:13

Что такое ассертивность?

Ассертивность

Ассертивность


Часть I. Что такое ассертивность?


Педагоги школ и детских садов часто попадают в такие ситуации, когда родители обращаются к ним с некорректными или трудновыполнимыми просьбами или, напротив, упорно игнорируют просьбы, а иногда даже требования педагога. Как научиться отстаивать свои интересы, сохраняя спокойствие и доброжелательность?

Одной из существенных личностных характеристик, поддерживающих педагога в общении с родителями в подобных ситуациях, является ассертивность. Ассертивность - это черта личности, которая характеризуется позитивным социальным поведением, позволяющим защищать свои права и достигать поставленную цель (Bruno F.J., 1986). "...Это поведение или навыки, которые помогают нам ясно и уверенно излагать наши чувства, желания, потребности и мысли. Это способность говорить " нет", если это требуется, отстаивать свое мнение или открыто выражать свои эмоции, такие как восхищение или гнев" (Powell T., 2000, с 82).

Пионерами в изучении ассертивного поведения по праву считаются Роберт Е. Альберти и Михаель Л. Эммонс, которые выявили, что обучаться ассертивности необходимо не только агрессивным или неуверенном в себе людям, но также и гиперсоциальным представителям нашего общества. Первый тренинг ассертивности был разработан в 1949 году американским психологом Андреу Саттером. В задачи программы тренинга входило обучение людей умению выражать свои желания, потребности и чувства открыто, честно и прямо и умению сопротивляться.

Автор формулирует основные убеждения, которые мешают проявлению ассертивности:

  • Это эгоистично говорить о том, что я хочу.
  • Другие люди должны сами догадываться о том, что мне нужно.
  • Люди не должны сообщать всем о своих чувствах.
  • Это неправильно - менять свое мнение.
  • Если я буду отказывать людям в их просьбах, они перестанут уважать меня.
  • Если я буду говорить только то, что я думаю, я потеряю всех друзей.
  • Я не должен обременять других людей своими проблемами.

По мнению многих авторов (Feltham C., Dryden W., 2004; Powell T., 2000, Colman A.M., 2001), ассертивный человек обладает следующими чертами:

  • умеет сказать "нет" в тех случаях, когда это необходимо;
  • умеет открыто заявлять о своей позиции и своих желаниях;
  • умеет хвалить и делать комплименты;
  • умеет принимать комплименты и критику;
  • умеет вести переговоры и находить взаимоприемлемые решения;
  • умеет постоять за себя.

Рассмотрим некоторые из этих позиций, представляющих наибольшие затруднения при взаимодействии педагогов с родителями.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Вконтакте Подписаться на новости Подписаться на новости Подписаться на новости

Популярные статьи

Семь привычек непривлекательных женщин

Эту статью можно было бы назвать «Лучшие отпугиватели мужчин». То есть виды поведения,…

Воспитание без наказаний - что же делать, когда ребенок не…

Бывает, родители спешат с утверждением: «Без наказаний невозможно!» Но всегда ли мы…

Какой я родитель? Тренинг родительской эффективности

Задачи: рефлексия своих взаимоотношений с ребенком; повышение самооценки, формирование…

Как развивается заниженная самооценка?

В основе заниженной самооценки лежит негативное мнение о себе. Оно может казаться…