Пн07242017

Обновление08:40:13

Родитель как клиент

Учитель и родотели

Современные подходы к взаимодействию педагога с родителями


Часть II. Родитель как клиент


Многие работающие сегодня педагоги помнят, что еще совсем недавно, в советские времена, для того чтобы устроить ребенка в детский сад, необходимо было чуть ли не сразу после его рождения записываться в очередь желающих. А уж попасть в «хороший» (чаще всего — ведомственный) садик считалось необычайным везением. Вероятно, поэтому родители испытывали известную долю благодарности администрации и педагогам, в соответствии с чем и выстраивались дальнейшие взаимоотношения «педагог - родитель».

Нынешняя ситуация совсем иная: низкая рождаемость, обилие частных детских садов, групп развития детей, наличие разных программ воспитания и обучения, — все это привело к тому, что многие детские сады и школы стали бороться за каждого ребенка.

В связи с этим возникла потребность в перестройке взаимоотношений в системе «педагог - родитель» и обучении каждого педагога новым приемам и методам эффективного взаимодействия с заказчиком образовательных услуг - с родителями. И даже в том случае, когда образовательное учреждение посещает достаточное число воспитанников или учеников, сегодняшняя социальная ситуация диктует определенные условия организации взаимодействия педагогов и родителей.

Если организация дорожит своим имиджем, каждый ее член должен обладать навыками работы с клиентом, чтобы не провоцировать конфликты, соответствовать статусу организации. В результате возросла роль каждого специалиста, работающего в детском саду или в школе. Именно поэтому в последнее время все чаще и чаще появляются запросы от образовательных учреждений на обучение персонала современным методам работы с клиентом.

Обычно такое обучение проводит психолог, работающий в детском саду или в школе. Содержание обучения включает в себя правила работы с клиентом, правила самопрезентации, технику снятия напряжения, способы психологической самозащиты. О некоторых аспектах особенностей работы с клиентом мы уже говорили.

Здесь же хочется затронуть общие принципы работы педагога с родителями как клиентами, способствующие налаживанию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей.

Среди приемов работы педагога с родителями можно отметить следующие:

  • говорить на понятном родителям языке, без употребления специальной терминологии;
  • быть конкретным, отвечать непосредственно на поставленный вопрос;
  • быть активным (родители не должны брать интервью у педагога);
  • учитывать эмоциональное состояние родителя;
  • отказаться от поучений, нотаций, высокомерия; разговаривать с позиции партнерства;
  • предварительно планировать содержание беседы с родителем;
  • быть доброжелательным;
  • защищать интересы клиента (родителя), а не становиться инструментом в руках администрации, других сотрудников;
  • сохранять конфиденциальность информации, полученной от родителей, и др.

Как показывает практика, общение воспитателей, учителей с родителями детей, посещающих детский сад и школу, далеко не всегда можно назвать идеальным и безоблачным. И хотя характер общения зависит, прежде всего, от личностных качеств участников, все же можно выделить ряд общих причин, обусловливающих типичные ошибки, которые допускают педагоги:

  • незнание техник общения;
  • жесткие ожидания по отношению к родителям;
  • оценивание родителей;
  • директивная позиция по отношению к родителям;
  • суетливость, состояние истерики, излишняя эмоциональность педагога в ответ на слова и действия родителей;
  • использование стереотипов, установок, затрудняющих общение;
  • приписывание родителям своих представлений и ожиданий (проекция);
  • агрессивность, напористость;
  • равнодушие, унылость.

Л.Б. Невзлин (1993) отмечает, что цель выступления, беседы может быть общей (информирование родителей о чем-либо) и конкретной (пригласить папу для ремонта мебели). Главное - говорить с родителями только о том, что нужно, и только тогда, когда нужно.

Начать разговор с родителем можно нестандартно, нетрафаретно, например, рассказать один из случаев сегодняшнего взаимодействия с его ребенком. Длительные беседы, скорее всего, будут не очень уместными, так как чаше всего родители общаются с воспитателем, учителем либо перед началом рабочего дня, либо после его окончания.

Л.Б. Невзлин (1993) дает рекомендации для ведения беседы с клиентом, которые могут быть использованы и в педагогической практике:

  • Доходчиво излагать факты, аргументировать свои высказывания, в связи с чем желательно продумывать выступление заранее.
  • Использовать фактический материал, яркие примеры.
  • Говорить на простом понятном языке.
  • Быть кратким (Плутарх: «Сила речи — в умении выразить многое в немногих словах»).
  • Избегать просторечных фраз, не гнаться за дешевой популярностью.
  • Соблюдать грамматические нормы, правила произношения (лучше отрепетировать выступление).
  • Повторить наиболее важную мысль несколько раз в новой форме.
  • Финал разговора подготовить наиболее тщательно, так как последнюю информацию родители запомнят наиболее четко.

Говорить с родителями лучше в размеренном ритме. Низким голосом, без длинных пауз. Для того чтобы у родителей создалось благоприятное впечатление о вас, надо использовать приемы аттракции (имя собственное, комплименты и др.). Кроме того, очень важным является умение учитывать состояние собеседника и помнить, что для каждого родителя очень важно ощущение, что вы вступили в контакт именно с ним и этот контакт для вас важен. Поэтому постарайтесь не прерываться во время беседы, проявите уважительное отношение к нему.

Педагоги, которые работают с детьми и их родителями долгое время, к проведению бесед, родительских собраний, выступлениям на крупных конференциях относятся спокойно. Но молодые специалисты, не имеющие навыков общения, иногда испытывают страх перед взаимодействием с родителями, который имеет свои конкретные проявления, мешающие взаимопониманию сторон. Так, дрожание голоса, сбивчивая речь, суетливость в движениях, иногда высокомерные нотки (как способ защиты) могут «считываться» родителями и стать помехой для эффективного контакта. Поэтому педагогам необходимо отрабатывать манеру устной самопрезентации.

Начинающий учитель или воспитатель должен понимать, что родители приходят не ссориться с ними, а получить как можно больше информации о своем ребенке. Если педагог на первых порах будет вести записи об определенных детях, ему легче будет наладить взаимоотношения с родителями, которые увидят заинтересованность педагога в развитии ребенка. Подобные записи (фиксированное наблюдение) помогут учителю, воспитателю держаться с родителями увереннее. Для того чтобы записи принесли максимальную пользу, желательно приобрести навыки по их составлению (Регуш Л. А., 2001).

Однако помимо неуверенности в себе у молодых специалистов могут возникать и другие проблемы в общении с родителями. Так, многие из педагогов не умеют защитить себя от нежелательных воздействий «трудных» категорий собеседников. Психология самозащиты условно делиться на два блока: управление собой и управление клиентом, ситуацией. В свою очередь, управление собой возможно осуществлять двумя путями: подготовительными действиями (профилактикой) и действиями, способствующими снятию уже возникшего напряжения. Профилактическая работа заключается в устранении предубеждений против определенных родителей (вместо «родитель — враг» — «родитель — единомышленник») при помощи упражнений по аутогенной тренировке. От этого зависит качество нашего реагирования на возможные негативные действия и слова собеседника. Работа над собой после возникновения напряженного состояния состоит из использования техник, способствующих снятию напряжения (у каждого человека может быть свой набор подобных техник), а также предполагает анализ ситуации, создание на основе полученных в результате анализа выводов нового сценария будущих действий в подобной ситуации. Управление ситуацией предполагает перенос педагогом встречи с родителями на более удобное время (что дает возможность обдумать ситуацию, проконсультироваться у специалистов и др.), привлечение специалистов к беседе и др.

Продолжение следует...

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Вконтакте Подписаться на новости Подписаться на новости Подписаться на новости

Популярные статьи

Как добиться прощения, если обиженный человек не желает с…

Даже самые эффективные методы не помогут, если вы не сможете уговорить человека выслушать…

Стили семейного воспитания

Каждая историческая эпоха характеризуется своими стилями воспитания. Это зависит от того,…

Беременность: факты и решения

Беременность - это драгоценный дар для счастливых супругов, в особенности когда у них…

Если ребенок просит купить сотовый телефон

Мы живем в век развивающихся технологий, и подчас дети более продвинуты в этом, чем мы,…