Пт12092016

Обновление09:33:56

Личность, индивид, индивидуальность

Личность, индивид, индивидуальность

Ключевые термины: индивид, индивидуальность, личность, социализация, стадии социализации: имитация, игра, групповое членство,  идентификация, подражание, внушение, социальная фасилитация, конформность, акцентуации характера, Ego, SuperEgo, Id, Я-концепция.

В психологической литературе используется ряд понятий, характеризующих духовный мир человека, его самосознание и ценности, особенности самореализации и отношений к внешнему миру.

Понятие «индивид» относится к человеку как к представителю своего биологического класса и рассматривает его как носителя свойств и качеств, присущих всем людям. Эти качества в основной своей части наследуются (например, кора полушарий головного мозга).

Понятие «индивидуальность» относится к неповторимому своеобразию отдельно взятого человека, в котором специфически сочетаются как переданные наследственным аппаратом, так и прижизненно приобретенные только ему присущие особенности. Индивидуальность не может быть передана детям от родителей, не наследуется, а развивается в течение жизни. При этом индивидуальное своеобразие человека углубляется, становится более выраженным. Специфические особенности индивидуальности непосредственно связаны с характерными чертами работы и процессами, протекающими в нервной системе человека. В частности, важную роль в формировании индивидуальности играют психодинамические качества: сила нервных процессов, соотношение возбуждения и торможения, доминирование правого или ле­вого полушарий и т.п.). Значимым компонентом индивидуальности является жизненный опыт, особенности интеллектуальных процессов, мировоззренческая картина мира.

«Что такое личность». Лекция Игнатия Журавлева

Рассуждая о субъекте, имеют в виду отдельно взятого индивида или социальную группу, которые выступают как представители определенного типа познания и деятельности, направленных на некоторый объект.

Понятие «личность» акцентирует, прежде всего, те устойчивые социально значимые качества человека, которые формируются в ходе социокультурной практики и характеризуют его как представителя определенной социальной общности. Эти качества, прежде всего, являются существенными детерминантами нравственных проявлений человека, имеющих существенную значимость как для него самого, так  и окружающих.

Человека можно считать личностью, если:

1) в мотивах его социально значимой деятельности существует определенная иерархия и он становится способным, активизируя волю, преодолевать непосредственные побуждения1 и импульсы2 текущих жизненных ситуаций ради достижения чего-то другого, важного с точки зрения отдаленной перспективы (опосредованное поведение);

2) если у него сформирована способность к сознательному руководству своим поведением (на основе сознательного соподчинения мотивов-целей и, прежде всего, нравственных принципов). Сформированная личность – субъект свободного, самостоятельного и ответственного (перед самой собой и другими) поведения в социуме.

Различают статические (то есть отражающие компонентный состав) и динамические (то есть характеризующие процессы, протекающие в ходе становления и функционирования) структуры личности. Важнейшими элементами структуры личности выступают всеобщие свойства психики (ощущение, восприятие, мышление, эмоции и др.), социально-специфические особенности (социальные установки, ценностные ориентации), индивидуально-неповторимые свойства (темперамент, характер, сочетание способностей).

Развитие личности

Становление и развитие личности осуществляются в ходе её социализации. Под социализацией понимается процесс и результат превращения человека в члена определенной общности, через усвоение системы социальных норм, ценностей, ролей и правил строить отношения с другими людьми. Благодаря социализации общность воспроизводится в новых поколениях. Социализация не имеет четких границ во времени и протекает в течение всей жизни человека.

В качестве механизмов социализации выступают:

  • идентификация, то есть самоотождествление себя с отдельными людьми или социальными группами, в ходе которого усваиваются свойственные им ценности, идеалы3, нормы поведения, отношений. Общим ориентиром в идентификационных процессах являются референтные группы, которые могут быть как реальными, так и воображаемыми, с которыми личность сравнивает себя и которые служат источником норм и ценностей; 
  • подражание – сознательное или бессознательное воспроизведение моделей поведения и опыта других людей;
  • внушение – воздействие на сознание и волю человека с целью заставить его усвоить какие-либо мысли, убеждения, чувства;
  • социальная фасилитация – стимулирующее влияние одних людей на интенсивность деятельности других;
  • конформность – склонность человека к усвоению определенных групповых норм, привычек и ценностей, податливость влиянию группы.

Стадии социализации.

Первая стадия получила название имитация. Здесь человек механически повторяет действия других людей. Реальный смысл их не осознается, а воспроизводится лишь внешний рисунок действий.

Смысловые рисунки стандартных образцов поведения осваиваются в ходе игры – второй стадии  социализации. Игра сохраняет свое значение на всех этапах жизни человека, поскольку его социальное положение постоянно изменяется. Третьим механизмом социализации является групповое членство. Личность пристально всматривается в социальное окружение с целью получить подтверждение и одобрение правильности своего поведения.

Большое значение для организации социокультурной практики имеет анализ типологических особенностей личности. К. Леонгард и А. Личко классифицировали акцентуации характера. Под акцентуациями понимают чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором отмечаются граничащие с патологией, но в целом не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека.

К. Леонгард описывал следующие типы акцентуаций:

Циклотимный, которому свойственны чередования настроений от приподнятого до упадочнического.

Гипертимный, которому свойственно быть в приподнятом, стимулирующим активность настроении. Однако они редко доводят дело до завершения, хватаясь за новые.

Дистимный,который чаще пребывает в негативно эмоционально окрашенном настроении, депрессивных состояниях.

Шизоидный, характеризующийся эмоциональной инертностью, замкнутостью, центрированностью на собственной персонена фоне хорошо развитого интеллекта.

Эпилептоидный, которому свойственны высокого уровня педантичность, скрупулезность, склонность к агрессивному настроению, конфликтности, вплоть до потери контроля за собственным поведением.

Застревающий (паранойяльный), характеризующийся высокого уровня подозрительностью, обидчивостью, мнительностью, последствиями которых являются мстительность, жестокость.

Демонстративный (истероидный), которому свойственно самолюбование, тщеславие, стремление к привлечению к своей персоне внимания других людей.

Психастенический, склонный к самоанализу, самокритике, развивающихся на фоне заниженной самооценки, чувстве собственной неполноценности.

«Общее представление об онтогенезе личности». Лекция Умрихина Владимира Владимировича

Теории личности

Существует несколько десятков теорий личности. Большое количество теорий объясняется необычайной сложностью феномена личности и выделением в ее структуре различных составляющих. В частности, упомянем две из них.

З. Фрейд (1856 – 1939 гг.) выделил в структуре личности три составные части ­– Ид (Id), Эго (Ego), Супер-Эго (Super Ego). К Id (в русском варианте – Оно) относятся инстинкты, недоступные сознанию, а также мысли и чувства, образы памяти и желания, которые носят для психики человека эмоционально и социально травмирующий характер и, вследствие этого, вытесненные из сознания в область бессознательного. Это наиболее архаичная часть личности. Фрейд полагал, что этот вытесненный из сознания «материал», позднее  возвращается в сознание в измененном и более приемлемом для человека виде (причем, срок давности отсутствует), но при этом сохраняет первичную эмоциональную энергию, напряженность и травмирующий характер. Ego (Я) составляет ткань сознания, то есть то, что человек может контролировать и произвольно или непроизвольно воссоздавать в памяти. В отличие от Id, реагирующего на потребностную сферу человека, Ego ориентируется на реальные возможности в удовлетворении потребностей. Super Ego развивается из Ego как своеобразный цензор деятельности и мыслей посредством их сопоставления с хранящимися в структурах личности выработанных обществом установок и норм поведения. Вот почему основными элементами, обеспечивающими «работу» SuperEgo, являются совесть, самонаблюдение, общественные идеалы.

К. Роджерс сформулировал основы Я-концепции. Он считал, что сущность человека, самость выражается в самооценке. Самооценка прямо зависит от особенностей идентификации себя (здесь и сейчас, и в некоторой временной перспективе), то есть взгляда на самого себя под углом зрения потенциальных возможностей реализации в социуме.Процесс самореализации можно понимать как осуществление стремления максимально приблизиться в реальном поведении к своему идеальному «Я» (к тому, чем хотелось бы быть индивиду при полной реализации своих возможностей), к согласию между идеальным «Я» и реальным «Я».

1 Побуждение – то, что вызывает желание или намерение сделать что-либо, порождает их цель. Побудителями могут быть потребности, мотивы, интересы.

2 Импульсивный акт –  акт, совершенный по первому побуждению, без попытки предвидеть его результаты.

3 Идеал, идеальный образ – определяющий способ мышления и поведения человека или общества, активная сила, организующая сознание и деятельность людей. Идеалы истины ведут к стремлению к добру, благу, положительному развитию человека, общества, социальной и природной сред. Ложные идеалы – к злу, деградации человека, общества, разрушению среды обитания.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Вконтакте Подписаться на новости Подписаться на новости Подписаться на новости

Популярные статьи

Супружество и семейные проблемы

В начале супружества, как и в первые дни влюбленности, жизнь кажется нам восхитительно…

Организация работы педагога-психолога

Деятельность педагога-психолога немыслима без отдельно отведенного пространства. Для…

Школьные компании

Вы помните школьные годы, когда пытались найти свое место в социальной иерархии класса? У…

Конфликтный класс

Достаточно часто процессы, происходящие во "внутренне конфликтном" классе, можно…