Чт12142017

Обновление08:40:13

Тайм-менеджмент для школьников

девочка у календаря

В силах учителя помочь школьникам успевать больше и уставать меньше. Полезным в этом смысле будет знакомство учеников с возможностями применения технологий тайм-менеджмента, созданных для бизнеса, для организации жизни школьников, в первую очередь старшеклассников. А это прежде всего умение распределить свои задачи по времени, месту и приоритету.

Проактивный подход

Конечно, во многом школьная жизнь проходит по расписанию, но при этом важно научиться самостоятельно планировать свое время и распределять задачи еще в школе, чтобы потом успешно справляться с менее структурированным графиком вуза, работы и взрослой жизни.

Зачастую в жизни молодых людей царит настоящий хаос и неопределенность: пропускаются сроки, забываются домашние задания, теряется нужная информация, путается расписание, подготовка к контрольным и экзаменам откладывается до последнего, – приходится не спать, пить кофе и энергетики, уставать и расстраиваться. А ведь кроме учебы есть еще масса важных дел: хочется отдохнуть, пообщаться с друзьями, провести время с семьей, уже хочется следить за собой и заниматься спортом…

Для того чтобы круг задач не превращался в неконтролируемый водоворот, необходимо начать осознанно и осмысленно управлять своей жизнью. По определению Виктора Франкла, основателя логотерапии, и Стевена Кови, известного американского специалиста по управлению временем, такой подход называется проактивным. Уделяя внимание тем сферам жизни, на которые мы в силах повлиять, направляя свои силы и внимание на то, что от нас зависит, а не на то, от чего зависим сами, мы способны менять расстановку сил.

Дети с часам, дети и время

Гарвардское исследование проясняет еще одни аспект: письменное изложение привносит ясность в мышление. Тот, кто хранит свои мысли лишь в голове и думает, что это и есть цель, ошибается.

Гибкий подход

Планирование времени учащегося сравнимо, как ни удивительно, с учетом задач преуспевающих топ-менеджеров. Дело в том, что в отличие от всех остальных эти две категории вынуждены лавировать между большим количеством жестких, то есть заранее определенных по времени, задач. Встречи у руководителей первого эшелона и уроки у школьника занимают очень существенную часть времени. При этом жизнь не ограничивается расписанием, и для того чтобы, используя эти внешние условия, добиться своих целей с наименьшими затратами усилий и в кратчайшие сроки, полезно использовать предложенный Г.Архангельским гибкий подход.

Для этого задачи, не привязанные к определенному времени (гибкие), необходимо записывать в отдельное поле дневника или ежедневника.

Среди них важно выделить те, которые требуют серьезного (не меньше 40 минут) временного  бюджета, и предположить, в какой день и время будет удобнее с ними справиться. Ну а дальше мы можем заполнять оставшиеся временные ресурсы остальными, более мелкими задачами. Вспоминается известная притча, в которой в какую-нибудь емкость последовательно загружаются крупные камни, горох, песок и чай (Приложение). При таком подходе на всё хватит времени.

Система кайросов

Девушка с будильником

Для более эффективного планирования гибких задач полезно использовать систему кайросов, или контекстное планирование. Дело в том, что обычно задачи, которые мы планируем, связаны с чем-то (местом, удобным моментом, подходящими обстоятельствами, планами) или кем-то (другим человеком либо вашим собственным настроем). Если научить ребенка замечать эти внешние и внутренние факторы (контексты), он сможет жить во благо своих целей с минимальными затратами сил и времени. Чтобы вовремя вспомнить о задаче, нужно напомнить о ней себе тогда, когда есть актуальная возможность ее решить. Итак, в дневнике, предметной тетради или на стикере на пропуске в школу пишется список того, что нужно сделать в школе, – и тогда, просматривая его по дороге, а лучше накануне или перед завершением дня, ребенок точно вспомнит всё, что мог бы забыть. По тому же принципу можно использовать кайросы, связанные с людьми («Увижу Н.Н., спрошу у него…»), внешними обстоятельствами («Когда удастся почитать в дороге…», «Если застряну в пробке…») и внутренними (Если в выходные буду дома…», «Когда будет вдохновение…»).

Метод структурного внимания

Всё было бы, наверное, гораздо легче, если бы наша жизнь состояла только из простых и маленьких задачек на сегодня. Но задачи часто бывают масштабными и долгосрочными. Они кажутся страшными и невыполнимыми, поэтому часто сдвигаются, пока есть куда сдвигать, то есть до упора в крайние сроки и дедлайны. Так школьники и сталкиваются с бессонными ночами в канун сдачи проекта или перед экзаменом. Во избежание подобных проблем Г.Архангельский предлагает пользоваться методом структурного внимания.

Мальчик с часами в руках

Для того чтобы планомерно подготовиться к экзамену, который будет в конце четверти, необходимо:

1. Сформулировать задачу и записать ее в дневник (ежедневник или электронный планировщик).

2. Если задача объемная и требует времени, разбить ее на подзадачи и на подподзадачи до тех пор, пока они не станут конкретными, реальными и понятными.

3. Дальше, планируя свою следующую неделю, каждый раз заглядывать в раздел «четверть» и переписывать оттуда ставшую уже актуальной задачу (или переклеивать стикер).

4. Аналогично, планируя завтрашний день, просматривать задачи из недельного списка и выбирать оттуда те, которые мы в состоянии решить уже завтра.

Использование такой системы позволяет не терять среднесрочные и долгосрочные задачи, решать их равномерно и рационально, а также сохраняет возможность быстро и гибко реагировать на любые изменения.

Главные принципы эффективного планирования, позволяющие не превратить его в самоцель, а сохранить инструментом для достижения своих целей, – это:

- регулярность;
- письменный вид (альтернативой блокноту может быть масса мобильных приложений);
- приоритетность (не забываем про «камни»);
- реалистичность (по аналогии с журавлем и синицей – лучше осуществленный небольшой план, чем амбициозный, но оставшийся лишь в мыслях).

Скачать Приложение.

Тайм-менеджмент для школьников.

Анна Ковалевская,
психолог,
ЦПСО «ТОЧКА ПСИ»,
г. Москва


Читайте также:
Ресурсы преодоления стресса.
Цели и задачи тренинга стрессоустойчивости.
«Успех — внутри нас» - тренинг уверенности для школьников.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Вконтакте Подписаться на новости Подписаться на новости Подписаться на новости

Популярные статьи

Компьютерные игры

Дженнифер Гриннель из Мичигана (США) бросила работу в мебельной фирме — и теперь все свое…

Как вырастить ребенка здоровым и успешным?

Физическое здоровье наших детей должно быть приоритетом, а психологическое — находиться…

Воспитание мальчиков

В течение последних двух десятилетий в нашей культуре наблюдается движение в поддержку…

Как научить ребенка прощать?

Я прощаю тебя. Вот три маленьких слова, которые помогут вам усмирить гнев и порицание,…