Общение — структура, средства, механизмы

Содержание:
Понятие общения
Стороны общения
Средства общения
Механизмы воздействия в процессе общения

Ключевые термины: общение, мотивационный, когнитивный и поведенческий (конативный) компоненты общения, перцептивная сторона общения, идентификация, рефлексия, каузальная атрибуция, эффекты общения: «ореола», «новизны», «бумеранга», коммуникативная сторона общения, сообщения: побудительные, информативные, побудительные, фатические, невербальные знаковые системы: оптико-кинетическая, экстралингвистическая, паралингвистическая, визуальная, организации пространства и времени, интерактивная сторона общения, игры: сюжетные, с правилами, фабула, кооперация, конкуренция.

В психологии отсутствует общепринятое определение общения. Дается описательное определение, указывающее на основные функции или стороны общения.

Бороздина понимает общение как: «сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека».

Авторы энциклопедического психологического словаря под редакцией Кондратьева М. Ю. полагают, что «общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: обмен информацией, обмен действиями и восприятие и понимание партнера».

Согласно Александрову, под общением понимается процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов, в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности.

Общение – одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития личности и общества. В структуре общения рассматриваются: мотивационный, когнитивный (от лат. cognitio – познание, изучение, осознание) и поведенческий (конативный: от лат. conatus – попытка, усилие, стремление)компоненты. Мотивационный включает анализ потребностей и мотивов, побуждающих человека к общению с другими людьми. Когнитивный – знания о том, как надо строить общение, как налаживать эмоциональные контакты и преодолевать возникающие барьеры. Поведенческий – умения и навыки общения, поскольку, например, разные культуры и субкультурные образования1 (профессиональные, возрастные, этнические и др.) требуют коррекции общительного поведения.

 

Стороны общения.

Выделяют три взаимосвязанные стороны общения:

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой почве взаимопонимания, обмен действиями.

Перцептивная сторона общения формирует образ партнера по общению, выносится суждение о личностных чертах партнера в опоре на внешние его признаки. Образ партнера формируется под влиянием идентификации и рефлексии. Идентификация – это постановка себя на место другого (например: « я бы так никогда не поступил» или «я так не умею» и т.п.). Рефлексия – это осознание собственного образа «через» глаза окружающих («отраженный образ «Я»). Предварительная интерпретация поведения партнеров, причин поступков называется каузальной атрибуцией. Наблюдаются стереотипы восприятия, связывающие конституцию или черты лица партнера с его индивидуальными особенностями. Часть людей преимущественно ориентированы на внешнюю привлекательность, черты лица, особенности строения тела партнера, его одежду, а другая часть – на психологические характеристики, в частности, интеллект, гуманизм, чувство юмора и т.д. Существенную роль в этой оценке играет прошлый опыт (позитивный и негативный). Партнеры ставят себя на место другого, пытаясь понять его намерения, состояние, предугадать возможные последствия. Нередко возникают ошибки в оценке партнера, поскольку интерпретация намерений и действия других сквозь призму собственных ценностей и смыслов оказывается неправильной, что характерно для людей с повышенной эмоциональной возбудимостью.

На результаты восприятия партнера по общению оказывают влияние эффекты «ореола», «новизны», «бумеранга». Эффект «ореола» (как положительной, так и отрицательной окраски): первое впечатление о человеке определяет интерпретацию его поступков и личностных качеств. Вызвавший в целом приятные впечатления при первом контакте человек и в дальнейшем оценивается позитивно, даже если его действия не вполне соответствуют некоторым нормам. И наоборот, негативное первое впечатление стимулирует низкую оценку даже положительных качеств и поступков. Эффект «новизны»:по отношению к знакомому лицу значимой является более новая, а по отношению к незнакомому человеку – первая информация. Эффект «бумеранга»: навязываемая информация (что можно наблюдать, например, в рекламной деятельности средств массовой коммуникации) вызывает результат, обратный ожидаемому.

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися.

В рамках коммуникативной2 стороны общения партнеры передают некоторую информацию. Совокупность сообщений можно классифицировать следующим образом:

  • Побудительные, основной целью которых является реализа­ция намерения каким-либо образом повлиять на поведение партеров общения. Инструментами такого рода побудительного давления выступают убеждение, внушение, подражание, заражение. Большое значение здесь имеют как осознаваемые аргументы и логические связи, так и бессознательная сфера психики (страхи, повышенная тревожность и др.).
  • Информативные, целеполагание которых целиком связано с направленностью на смысл передаваемой информации. Партнеры по общению обычно осуществляют контроль за тем, чтобы общий информационный контур был не только адекватно передан, по и адекватно воспринят участниками общения.
  • Экспрессивные или эмоциональные направлены на эмоциональное заражение партеров по общению, обусловливая передаваемую информацию ценностно-смысловыми контекстами, значимыми для партнеров.
  • Фатические предназначены для установления и поддержания контакта и не имеют четко выраженного информационного смысла. Информация здесь выступает лишь как повод для общения.

Для обмена сообщениями используются средства общения — разнообразные знаковые системы. Знаковые системы подразделяются на вербальные3 (опирающиеся на язык и речь) и невербальные (то есть опирающиеся на иные, несущие определенное значение и смысл, знаки).

В свою очередь, в структуру невербальных знаковых систем входят:

  • оптико-кинетическая система, включающая набор сопровождающих акт общения жестов, мимических4 сигналов и пантомимику5;
  • экстралингвистическая система, в которой средством передачи информации выступают темп речи, различные паузы в речи, смех, плач;
  • паралингвистическая система, в которой информационно значимой становятся особенности вокализации6 речи, то есть произнесения гласных и согласных звуков, диапазон7, тембральные особенности голоса;
  • визуальная система, в рамках которой информация передается непосредственно через контакт глаз общающихся;
  • система организации пространства и времени общения, когда, некоторые качественные показатели общения (например, его доверительный характер или, наоборот, холодок отчужденности) проявляются через расстояние, дистанцию между общающимися или через выбор определенного интуитивно или логически обоснованного ситуации и времени, выбранного для общения (к примеру, в сугубо рабочее время, в официальной обстановке или во время перерыва, в ситуации неформального взаимодействия).

Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между общающимися, т.е. в обмене не только знаниями, но и действиями.

Особенности общей стратегии взаимодействия партнеров общения, в результате чего каждый из них принимает на себя определенные роли, получила название интерактивной стороны общения. Активность человека опосредуется не только его внутренними смыслами, но и пониманием того, чего от него ожидают другие. Нарушение ролевого рисунка приводит к нарушению взаимодействия и невозможности достижения цели общения. Общение имеет много общих черт с игрой. Игровые взаимодействия в ходе общения предусматривают смену ролей, изменение их рисунка по ходу игры. Различают сюжетные игры, в которых имеется определенные последовательность и мотивировка в изображаемых событиях, фабула8 и игры с правилами, где предусматривается наличие «обобщенного другого», т.е. правила, которое нужно выполнять участникам.

Основными типами взаимодействия в ходе общения являются кооперация9,для которой характерна установка на согласованные действия, психологический контакт и конкуренция10, с установкой на явный или скрытый конфликт.

Каждая из этих сторон в общении существует не изолировано от других, а проявляется совместно с ними.

Средства общения .

Средства общения это способы кодирования, переработки и расшифровки передаваемой в процессе общения информации. Все средства общения делят на две группы: вербальные (речевые) и невербальные (неречевые).

Вербальное общение – осуществляется с помощью слов. Речь — это процесс использования языка в целях общения людей. Язык – это система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности. Речь бывает монологическая и диалогическая.

Особое значение имеет коммуникативная функция речи, имеющая три стороны:

  • информационную (разборчивость, понятность, содержательность высказываний)
  • выразительную (эмоциональность речи)
  • действенную (стремление говорящего подчинить действия и поступки общающегося с ним человека своим желаниям и намерениям).

Невербальное общение – информация передаётся с помощью несловесных знаков. Знак – любой материальный объект, который выступает в качестве указания и обозначения и используется для приобретения, хранения, переработки и передачи информации.

Невербальные элементы общения:

1) Позы, жесты, мимика (общая моторика, отображающая эмоциональные реакции человека)
2) Паралингвистика или просодика (особенности произношения, тембр голоса, его высота, громкость, темп речи, паузы между словами и др.)
3) Проксемика (специальная область, занимающаяся нормами пространства и времени организации общения)
4) Визуальное общение — контакт глаз (специфическая знаковая система, имеющая место в визуальном общении)

Классификация средств общения.

1. Речевые:
Монологическая речь (рассказ, доклад, команды, выступление); диалогическая речь (свободный диалог, беседа)
2. Неречевые (жесты, мимика, действия, коды и символы, предметы)

Механизмы воздействия в процессе общения.

Основными механизмами познания другого человека в процессе общения являются:

  • Идентификация – один из самых простых способов понимания другого человека это уподобление себя ему.
  • Эмпатия – способность к постижению эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания.
  • Рефлексия – способность сознания человека сосредоточится на самого себе.

Содержание общения включает определённые способы воздействия партнёров друг на друга в процессе общения:

  • Заражение – психологический термин, обозначающий бессознательную передачу от человека к человеку каких-либо эмоций, состояний и побуждений.
  • Внушение – неосознаное влияние одного человека на другого, вызывающие определённые изменения в его психологии и поведении.
  • Убеждение – уверенность человека в своей правоте, подтверждаемая соответствующими аргументами и фактами.
  • Подражание – сознательное или бессознательное поведение человека, направленное на воспроизведение поступков и действий других людей.

Общение – необходимая составляющая человеческой жизни, важнейший вид отношений с другими людьми.

Рассмотренные вопросы:

  • Роль общения в профессиональной деятельности специалиста социально-экономической и социогуманитарной сферы.
  • Характеристика перцептивной, коммуникативной и интерактивной сторонам общения.
  • Характеристика основных невербальных составляющих коммуникации.
  • Значение игровых ситуаций в общении.
  • Процессы кооперации и конкуренции в общении.

1 Субкультурные образования – социальные группы, которые, несмотря на то что они интегрированы в целостную социальную систему и не могут существовать без нее, в то же время стремятся показать свою самостоятельную идентичность и выработать некоторые черты, которые отличают их от базовой культурной ветви. Типичными формами субкультурных образований являются молодежные течения и группировки, которые несколько трансформируют ценностные системы, культурные признаки и черты, поведенческие рисунки (например, в отношении таких элементов как мода, характерная жестикуляция, формы речевого поведения и др.).

2 Коммуникация (от латинского communicatio – делаю общим, связываю, общаюсь) — здесь имеется в виду психологический контекст термина — общение, передача информации от человека к человеку как специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности, осуществляющаяся главным образом при помощи языка или других знаковых систем.

3 От латинского verbalis – словесный.

4 Мимика (от греческого mimikos  — подражательный) –  движения мышц лица, выражающие внутреннее душевное состояние.

5 Пантомима (от греческого раn – весь, всякий и mimos – подражание) – здесь имеется в виду передача информации средствами пластики тела.

5  От латинского vōcālis – голосовой, звонкий, певучий.

7 Диапазон (от греческого dia pason – через все) — совокупность звуков разной высоты, доступных данному голосу или музыкальному инструменту.

8 Фабула (от лат. fabula – басня, рассказ) – цепь событий в их логической причинно-временной последовательности. Обычно в фабуле различают экспозицию, завязку, развитие, кульминацию, развязку.

9 От лат. cooperatio – сотрудничество.

10 От лат. concurrentia – сталкиваться.

Похожие статьи

Комментарии закрыты.