Работа с чужими эмоциями
Оказание помощи другому человеку, находящемуся в эмоциональном возбуждении, включает в себя несколько направлений: понимание эмоции человека (и причины, ее вызвавшей), непосредственно помощь по снижению эмоционального напряжения и установление или продолжение прерванного взаимодействия.
По мнению К. Роджерса, понимать эмоции других людей гораздо труднее, чем выражать свои. Это как «жить в доме другого как дома»: деликатно, без оценивания и осуждения. Эмпатия — это умение быть ответственным, активным, сильным и в то же время — тонким и чутким. «Эмпатическое понимание — это способность понимать мысли, чувства, поведение и смысл сказанного другим человеком (чувствовать как он, вместе с ним)» [Sutton, Stewart, 2002]. Понятие «эмпатия» не является синонимом понятия «сочувствие». Сочувствие может быть сопряжено с переживанием негативных эмоций под влиянием общения с партнером (удрученность, подавленность), что, безусловно, снизит уровень объективности и эффективность ожидаемой помощи [Лютова-Робертс, 2007]. Основа эмпатии — эмоциональная отзывчивость и интуиция, рациональное восприятие партнера по общению [Бойко, 1996]. Понимание эмоционального состояния другого человека помогает распознать индивидуальные особенности человека, его мотивы и смысл поступков, предвосхитить при необходимости нежелательные последствия. Эмпатическому пониманию могут мешать сосредоточенность на собственной личности, чувство тревоги, избегание ситуаций, связанных с проявлением эмоций, а также выгода от непонимания эмоций других людей.
К сожалению, в настоящее время существует функционально-оценочный подход к другому: безразличие к личности другого, отчужденность становятся социальной нормой, и личность другого человека интересует только тогда, когда от нее что-либо зависит в нашей жизни, она представляет собой препятствие для достижения наших целей, доставляет неудобство [Бойко, 1996].
А между тем понимание эмоционального состояния партнера по общению является необходимым условием для сотрудничества, партнерского общения. Так, осознание того, что партнер находится в подавленном состоянии, поможет осознать неуместность давления на него, избежать манипулятивного взаимодействия. Понимание агрессивного состояния может предотвратить конфликт благодаря использованию в этой ситуации специальных техник.
Оказание помощи другому человеку, находящемуся в остром эмоциональном состоянии, после осознания его эмоционального состояния, может включать конкретные техники снижения эмоционального напряжения.
Помощь человеку в экстремальной ситуации, вызвавшей сильные эмоции
- Предоставление возможности выпустить пар.
- Предоставление возможности снятия острого стресса: громко покричать, потопать ногами.
- Расслабление (не успокаивание себя).
- Переключение режима работы мозга. Десенсибилизация глаз. Например, можно три минуты тщательно изучать какой-либо предмет в поле зрения (стол, камень, дерево и др.). Будто в скором времени придется сдавать экзамен, вспоминая все детали этого предмета.
- Отстранение от ситуации: увидеть ситуацию сверху, снизу, сбоку, издалека, вблизи (но обязательно увидеть себя в этой ситуации).
- Деперсонифицирование своей карты: будто ситуацию увидел терминатор, Владимир Путин, Алла Пугачева, Николай Валуев и другие сильные успешные личности.
- Анализ проблемы: главная проблема — следствие проблемы — имеющиеся уже решения.
Помощь человеку после выхода из экстремальной ситуации
- Определение цели, преследуемой самим человеком в данной ситуации (сохранение отношений, достижение желаемого любым путем).
- Составление нескольких вариантов плана действий, расширение поведенческого репертуара.
- Отработка навыка конструктивного взаимодействия (одного или нескольких вариантов, выбранных самим человеком).
- Перефразирование ситуации.
- Принятие ситуации (перестать обвинять себя).
- Рефлексия: чему можно научиться.
Работа с чужими эмоциями.
Далее читайте:
Самозащита от негативных эмоций других.
Ранее опубликовано:
Работа с сильными эмоциями
Эмоции и стресс
Комментарии закрыты.