Сб12032016

Обновление09:33:56

Социально-психологический тренинг. Цикл Колба

психологический тренинг

Понятие социально-психологического тренинга

Социально-психологический тренинг — это область психологической практики, направленной на развитие компетентности в общении методами активного социально-психологического обучения. При этом компетентность в общении понимается как совокупность устойчивых индивидуально-психологических характеристик, знаний и умений, обеспечивающая эффективное взаимодействие человека с другими людьми в системе межличностных отношений.

Развитие компетентности человека в общении осуществляется, прежде всего, за счет:

  1. приобретения психологических знаний;
  2. развития конкретных умений, обеспечивающих эффективное общение и взаимодействие с людьми;
  3. осознания и расширения поля стратегий, используемых во взаимодействии с людьми;
  4. углубления понимания себя и окружающих;
  5. осознания и трансформации мотивов и установок по отношению к себе, другим людям, ситуациям общения и взаимодействия. Социально-психологический тренинг проходит, как правило, в форме групповых занятий, хотя бывают и варианты индивидуального тренинга.

Таким образом, социально-психологический тренинг — это разновидность тренинга, ориентированного на развитие компетентности в общении. Этим он существенно отличается от других тренингов, которые направлены на  развитие умений и личностных качеств, не имеющих непосредственного отношения к эффективности человека в общении (например, тренингов саморегуляции или управления временем).

Адресатами и потребителями социально-психологического тренинга являются чаще всего две категории лиц. Во-первых, это люди, чья профессия связана с постоянным общением: умение эффективно общаться необходимо им для того, чтобы быть успешными профессионалами. Данной категории потребителей адресованы, например, коммуникативные бизнес-тренинги, профессиональные тренинги общения для психологов, педагогов и социальных работников, Во-вторых, это люди, испытывающие затруднения в тех или иных ситуациях общения или при взаимодействии с определенным кругом партнеров. Для них предназначены, например, тренинги детско-родительского взаимодействия, тренинги супружеских коммуникаций, тренинги уверенного поведения.

Важно отметить, что группа социально-психологического тренинга существенным образом отличается от психотерапевтической группы. В первую очередь это различие связано с тем, что тренинг предполагает тренировку, обучение эффективным моделям поведения, развитие компетенций, имеющих непосредственное отношение к успешности в общении и взаимодействии с другими людьми. В отличие от тренинга, терапевтическая группа предполагает в большинстве случаев работу с глубинными психологическими установками и потребностями участников, при этом они не обязательно имеют прямое отношение к общению и взаимодействию с другими людьми. Таким образом, объект воздействия, если можно так выразиться, существенно различается в тренинговых и психотерапевтических группах. Это различие не касается, однако, единственного типа психотерапевтических групп, а именно групп бихевиорального типа, построенных на основе принципов психологии поведения. Более того:  многие методические принципы ведения тренинговых групп заимствованы из бихевиоральных.

психологический тренинг

Есть и еще одна точка пересечения групп социально-психологического тренинга и психотерапевтических. И психотерапевтическая группа, и отдельные группы социально-психологического тренинга исследуют психологические установки участников, имеющие самое непосредственное отношение к общению. Это так называемые тренинги четвертого типа.

Группы социально-психологического тренинга по сравнению с психотерапевтическими, как правило, носят более краткосрочный характер. Тренинг может длиться один-три дня или даже несколько часов, хотя бывают и регулярные занятия в рамках длительного тренингового курса. Психотерапевтическая группа, ориентированная на более глубокое психологическое воздействие, работает регулярно в течение достаточно длительного времени.

Социально-психологический тренинг как средство развития компетентности в общении иногда трактуется как область психологической практики, направленная в первую очередь на обучение. Эта точка зрения верна лишь отчасти. Действительно, тренинг оперирует методами активного социально-психологического обучения. Однако развитие компетентности в общении возможно не только за счет обучения новым моделям поведения, но и за счет развития, осознания, пересмотра и преодоления личностных установок, препятствующих эффективному взаимодействию с миром и людьми. Социально-психологический тренинг имеет дело не только с обучением конкретным поведенческим паттернам, он способствует также изменению личностных установок участников, имеющих отношение к общению.

Однако, раз уж речь зашла об обучении, нельзя не сопоставить тренинг с традиционными формами обучения, в частности лекционно-семинарской.

Очевидно, что тренинг предусматривает гораздо большую степень активности обучаемых, их вовлеченности в процесс. Тренинг позволяет участникам непосредственно соприкоснуться с исследуемой реальностью на своем личном опыте, быть включенными в коммуникативные ситуации, с высокой степенью точности соответствующие тем, с которыми ему приходится сталкиваться в личной или профессиональной жизни. Тренинг оперирует более или менее верной моделью реальности, позволяя участникам погружаться в эту реальность, исследовать ее и решать в ней определенные задачи. Всего этого нет в традиционной лекционно-семинарской форме обучения. Кроме того, коммуникативные потоки в тренинге организованы иначе, они ретиальные (сетевые): потенциально каждый член группы может вести диалог с каждым членом группы. Конечно, взаимодействие и общение в группе в той или иной степени всегда управляется тренером, однако построение коммуникации принципиально отличается от того, к чему привыкают участники на лекциях и семинарах, где коммуникативные потоки преимущественно аксиальные.

Со всеми чертами тренинговой формы обучения, перечисленными выше, связана еще одна, исключительно важная. Тренинговое обучение по сравнению с лекционно-семинарским испытывает на себе гораздо более серьезное влияние со стороны групповых динамических процессов.

Групповая динамика — совокупность социально-психологических процессов и явлений в малой группе на разных этапах ее развития, начиная от возникновения и заканчивая распадом. Сюда относятся процессы нормообразования, группового давления, лидерство и распределение статусов, формирование социально-психологической структуры группы, сплочение, конфликты и др. Поскольку вся группа активно вовлечена в процесс тренинга, поскольку тренинг допускает наличие ретиальной коммуникации, поскольку группе нередко приходится осуществлять совместную деятельность в масштабе мини-групп или всей группы в целом, групповая динамика неминуемо начинает проявляться и сказываться на всем ходе тренинга. Ее нельзя отменить или изъять, вырезать из происходящего. Умелый тренер планирует тренинг с учетом групповой динамики таким образом, чтобы она не только не служила помехой, но и увеличивала его эффективность. Неумелый тренер с групповой динамикой нередко борется и в этой борьбе обречен на поражение.

Группы социально-психологического тренинга отличаются неоднородностью решаемых задач, несмотря на то что все они направлены на развитие коммуникативной компетентности участников. Тем не менее принципы построения тренинга достаточно универсальны и хорошо поддаются описанию.

Ниже перечислены базовые (основные) принципы построения социально-психологического тренинга.

Базовые (основные) принципы построения социально-психологического тренинга

1. Принцип активности. Социально-психологический тренинг подразумевает активное вовлечение участников в процесс. Формы работы на тренинге таковы, что, если участники пассивны, нарушается сама ткань тренинга, он распадается. Этим он принципиально отличается от лекции и семинара. Если, например, в ролевой игре участник ведет себя пассивно, разрушается процесс игры. Разбор ролевой игры не может состояться без активности наблюдателей. То же самое правило касается практически каждой формы работы группы на тренинге.

ролевая игра в тренинге

2. Принцип обратной связи. Обучение и развитие в рамках социально-психологического тренинга неотделимо от обратной связи. Экспериментирование с применением новых умений в области общения, выполнение упражнений, решение кейсов — практически все формы активности группы, направленные на освоение ею нового опыта, обеспечиваются обратной связью. При этом в качестве источника обратной связи выступает тренер, а также члены тренинговой группы. Возможно также использование видеообратной связи. Обратная связь дает возможность увидеть себя «со стороны», глазами других людей, внести коррективы в свое поведение, дает мощный импульс, подталкивающий к изменениям.

3. Принцип полилога. Одним из базовых принципов социально-психологического тренинга является принцип субъект-субъектного, полилогического, партнерского общения. Данный принцип предусматривает открытость и ясность, «прозрачность», конгруэнтность коммуникации в группе, ориентированность на восприятие всех присутствующих как субъектов со своими интересами, потребностями, своей позицией, на диалог.

Принцип полилога предполагает также отказ тренера от принуждения членов группы к участию в тренинге и конкретных формах работы, ориентацию тренинга на потребности группы, отказ тренера от манипулятивных моделей общения.

К сожалению, на практике принцип полилога реализуется далеко не всегда. Нередко он остается лишь формально прописанным в книге правилом. Более того, автору этих строк приходилось общаться с тренерами, уверенными в том, что полилог в тренинге является фикцией — просто потому, что из ткани тренинга совершенно невозможно изъять манипуляции группой со стороны тренера. Ведь даже программа тренинга часто создается с тем расчетом, чтобы конкретные формы работы провоцировали в группе определенные состояния, которые затем будут использоваться тренером.

4. Принцип психологической безопасности участников. Обучение и извлечение опыта, как показывают психологические исследования, наиболее эффективны при наличии у субъекта некоего оптимума мотивации. Мотивация участников на тренинге, ее выраженность определяются самыми разными обстоятельствами, одно из которых — степень психологической безопасности члена группы.

Исключительно важно создать на тренинге обстановку, в которой участники чувствовали бы себя достаточно комфортно и безопасно для того, чтобы экспериментировать с новыми формами поведения. В противном случае душевные силы обучающихся будут уходить на обеспечение защит.

Психологическая безопасность задается в первую очередь стилем поведения тренера, его отношением к ошибкам, а также правилами, регулирующими происходящее в учебной группе. Вносит свой вклад в ее обеспечение и оптимальный уровень сложности выполняемых группой заданий, подобранных в точном соответствии с ее зоной ближайшего развития.

Присутствие на тренинге лиц из числа руководства (на корпоративных тренингах), осуществление в процессе обучения оценки присутствующих, о которой знает или догадывается группа, резко снижают психологическую безопасность тренинга и ставят под сомнение его эффективность.

Степень психологической безопасности, оптимальная для успешного обучения, для разных людей разная. Как говорится, «некоторые любят погорячее». Тем не менее при планировании и проведении тренинга ведущему важно заботиться о создании необходимого базового уровня комфорта и безопасности для себя и группы.

ролевая игра в тренинге

5. Принцип экспериментирования. Тренинг дает участникам возможность экспериментировать с новыми моделями поведения и взаимодействия с миром, причем экспериментировать в безопасной среде, безнаказанно совершать ошибки и извлекать из них опыт с минимальными потерями. Тренеру важно создавать в процессе занятий активную, творческую среду в группе и побуждать участников к экспериментированию. Здесь очень многое зависит от ведущего, так как именно он гласно и негласно задает и регулирует нормы в группе. Готовность участников к эксперименту определяется многими факторами, один из немаловажных — степень психологической безопасности.

6. Принцип «от простого к сложному». Данный принцип описывает освоение группой сложных коммуникативных умений. Ведь подавляющее большинство коммуникативных умений, попадающих в фокус внимания на тренинге, — умения сложные, обеспечивающиеся более простыми, «элементарными». Сложные коммуникативные умения не могут быть освоены в один присест, за один прием. Их развитие осуществляется за счет развития сначала простых умений, а затем их соединения, композиции в сложное. В тренинге процедуры, направленные на развитие сложного умения, предваряются освоением простых, «элементарных», входящих в его состав.

7. Принцип модульного построения тренинга. Данный принцип означает, что тренинг состоит из отдельных модулей. При этом под модулем понимается замкнутый (завершенный) в смысловом отношении фрагмент тренинга, посвященный определенной теме. В отличие от модуля, тренинговый блок — часть тренинга между двумя перерывами, например между обедом и вечерним перерывом на кофе. Если, например, в тренинге за день делается три перерыва — один на обед и две кофе-паузы до и после обеда, — то тренинговый день вмещает в себя четыре блока. Причем в этот же самый день группа может пройти только два или даже один модуль. Таким образом, понятие модуля относится к содержательной стороне тренинга, блока — к организационной.

Какие именно модули будут входить в тренинг, почему это будут именно эти, а не другие модули — на эти вопросы тренер отвечает при создании программы тренинга, с опорой на информацию, полученную в ходе предтренинговой диагностики, на информацию о потребностях группы и зоне се ближайшего развития. Темы модулей, их содержательное наполнение напрямую соответствуют целям и задачам тренинга, сформулированным на начальных этапах создания его программы.

Цикл Колба

Как я упомянула выше, модуль характеризуется определенной замкнутостью, завершенностью в смысловом отношении. Логика подачи материала  (определенной темы) в рамках тренингового модуля описывается закономерностью, известной в тренинговой литературе как цикл Колба (назван по фамилии автора, предложившего и описавшего эту закономерность).
Итак, в соответствии с циклом Колба, логика подачи материала в рамках тренингового модуля выглядит так:

Классический цикл обучения по О. Колбу
Рис. 1. Классический цикл обучения по О. Колбу

Представленный здесь рисунок, иллюстрирующий классический цикл Колба, можно снабдить следующими пояснениями:

  1. Опыт — случайно или в результате специально запланированной процедуры группа получает некий опыт.
  2. Осмысление опыта — группа активно осмысливает опыт, его значение.
  3.   Обобщение опыта, получение теории — группа обобщает полученный опыт, сама или с помощью третьих лиц создает некие теории или концепции, которые могут быть полезными для применения в случае возникновения сходных ситуаций.
  4. Экспериментирование — группа применяет теорию на практике, экспериментируя с новыми моделями поведения. В процессе эксперимента она получает новый опыт, и цикл замыкается.

Цикл Колба широко используется в настоящее время специалистами в области активного социально-психологического обучения. Ссылки на него можно увидеть в самых разных источниках. Некоторые авторы используют цикл Колба в модифицированном виде. В частности, Вячеслав Летуновский активно применяет модификацию цикла Колба, имеющую следующий вид: Актуализация опыта — Теория — Отработка умения — Обсуждение.

Эта модификация позволяет легко построить структуру тренингового модуля и подобрать нужные формы активности группы, а также задать логику их чередования.

Лично я в своей работе использую модификацию цикла Колба, которая кажется мне универсально подходящей для создания социально-психологических тренингов любого типа (не только тренингов, направленных на развитие и отработку умений). Вот она.  

Модифицированный цикл О. Колба
Рис. 2. Модифицированный цикл О. Колба

Пояснения к рисунку.

1. Актуализация/создание опыта, его осмысление.

Для того чтобы группа могла учиться, ей нужен определенный исходный материал, являющийся предметом рассмотрения и активно включающий ее в работу. В ходе социально-психологическою тренинга форма получения группой нового материала может быть разной. Иногда этот материал создается самой группой в процессе тренинга, за счет ее собственной активности, и тогда ей нужен опыт, на основании рассмотрения которого она будет делать обобщения. Это может быть опыт, полученный в ролевой игре, при выполнении упражнения, анализе кейса, в ходе включения в реальную деятельность и т. д.

В некоторых случаях новый материал не создается на тренинге группой, а преподносится тренером. Однако и в этом случае начинать тренинговый модуль с подачи нового материала, с мини-лекции — ход невыигрышный. Группа не включена в работу, и новый материал с высокой степенью вероятности будет отторгаться. Для того чтобы разогреть группу, включить ее в работу, настроить на восприятие нового материала, используются процедуры, актуализирующие уже имеющийся к настоящему моменту жизненный и профессиональный опыт группы, — дискуссионные методы, упражнения, ролевые игры, тесты и т. п.

В любом случае, созданный или актуализированный группой опыт нуждается в осознании, осмыслении и отреагировании, для чего используются специальные процедуры разбора, обмена обратной связью, шеринг. Существует общее правило: проведение в группе любых процедур, создающих новый  опыт (упражнений, ролевых игр, деловых игр и др.), при недостаточном осмыслении этого опыта чреваты быстрым ростом психологического напряжения в группе (не говоря уже о том, что страдает учебный эффект в целом).

2. Обобщение опыта, получение теории.

В рамках социально-психологического тренинга, как уже упоминалось, возможны самые разные способы получения группой теории. Создание некоей теоретической, а точнее сказать, обобщающей опыт модели возможно за счет самостоятельных усилий группы. Теория может быть передана группе тренером в готовом виде. Обобщающая модель может быть построена также совместными усилиями тренера и группы.

Ни один из этих вариантов не имеет абсолютного преимущества перед другими, все  зависит от особенностей тренинга. Замечательно, когда группа сама в состоянии обобщить имеющийся у нее опыт и создать теоретическую модель  -  можно гарантировать, что эта модель прочно осядет в головах участников и будет, скорее всего, использоваться, так как они сами ее создавали, за счет своих личных усилий. Вместе с тем это не всегда возможно — в бизнес-тренингах, ориентированных на обучение новичков, например, обучение часто осуществляется с ориентацией на некую идеальную модель профессиональной деятельности, эта модель нормативно задана, а не создается участниками. Здесь коллективное творчество нередко просто нецелесообразно.

Если теория передается группе тренером в готовом виде, то это осуществляется, как правило, посредством мини-лекции, реже — других способов передачи готового материала (ознакомление с видео- и аудиоматериалами, наглядными пособиями и др.). Если обобщающая опыт модель создается группой, то при этом обычно используются методы дискуссионного типа.

3. Экспериментирование.

Если бы тренинг был не тренингом, а лекцией, может быть, этап экспериментирования был бы и не нужен. Однако если задача состоит в том, чтобы не просто передать участникам некую полезную для них информацию, а достичь определенных изменений в способе их взаимодействия с миром, в их поведении, необходим этап, на котором участники могли бы экспериментировать с приложением нового знания к решению практических задач.

Этап экспериментирования может иметь свою специфику в тренингах различного типа. Так, в тренингах, посвященных развитию коммуникативных умений, экспериментирование предстает как практическое овладение конкретным умением (умениями), их «отработка»; при этом в качестве основных процедур, обеспечивающих экспериментирование, выступают упражнение и ролевая игра. Тренинги, имеющие иные цели, могут предусматривать иные способы экспериментирования и иные процедуры, его обеспечивающие.

4. Обсуждение.

Обязательный этап, следующий за экспериментированием.
Тренинговый модуль включает в себя чаще всего только один четырехшаговый цикл Колба. В силу временных ограничений тренинг, тренинговое обучение не может продолжаться как угодно долго. Поэтому в рамках тренингового модуля цикл Колба превращается скорее в последовательность этапов, завершающий из которых — обсуждение.

Во время экспериментирования группа получает ценнейший практический опыт. Исключительно важно, чтобы этот опыт был качественно ассимилирован, «усвоен и переварен» группой, в противном случае он не будет интегрирован во весь предшествующий опыт, не будет использоваться на практике. Поэтому осуществление группой практической работы, направленной на экспериментирование с новым знанием, с новыми умениями, обязательно должно сменяться качественным разбором увиденного, услышанного и пережитого. Разбор осуществляется на уровне осознания (все аспекты опыта должны быть осознаны), эмоционального отреагирования, когнитивной и смысловой переработки. Очень часто, независимо от типа и характера тренинга, для реализации этой процедуры разбора требуется непосредственное участие тренера.

Формы работы группы на тренинге, столь хорошо и подробно описанные в специальной литературе — ролевая и деловая игра, упражнение, групповая дискуссия, мини-лекция и т. д., — легко могут быть распределены с точки зрения нахождения им «места» в цикле Колба. Так, ролевая игра может быть использована на этапе актуализации/создания опыта или на этапе экспериментирования, мини-лекция — на этапе обобщения опыта и получения теории и т. д. Цикл Колба позволяет достаточно легко спланировать логику построения тренингового модуля, а также подобрать соответствующие формы работы группы. Составление подробных инструкций и вводных к играм, упражнениям оправдано только после того, как тренер определяется с целями и задачами тренинга, с количеством и тематикой тренинговых модулей. Структура модуля планируется в соответствии с циклом Колба, затем для каждого этапа цикла подбирается форма работы, наиболее приемлемая для данной группы, тренинга и ситуации в целом. И лишь после этого можно переходить к составлению конкретных инструкций. Вам может показаться, читатель, что я заостряю ваше внимание на банальностях. Однако, поверьте, очень часто начинающий тренер простраивает свою программу тренинга в обратном порядке — начиная с написания инструкций игрокам.

Существует еще одно правило, исключительно важное, с моей точки зрения. Оно помогает тренеру простроить содержание тренингового модуля. Это правило  я сформулировала сама и назвала его правилом рыбьего скелета.

Приходилось ли вам, читатель, когда-нибудь видеть, как вялится просоленная рыба? Она нанизывается на бечевку и развешивается где-нибудь в тени. Когда она подсыхает, становится хорошо заметно, что все без исключения косточки, все ткани крепятся в конечном счете к позвоночнику. Позвоночник — один, это как будто основная ось, к которой прикрепляются кости и мягкие ткани. Нечто похожее происходит и в тренинге. Содержание всех форм активности группы в рамках тренингового модуля должно четко соответствовать его цели. Именно так и формулируется правило рыбьего скелета.

Тренер, приступая к созданию тренингового модуля, формулирует и записывает для себя его цель. После этого он декомпозирует цель, разбивая ее на подцели, и для достижения каждой из подцелей планирует формы активности группы в течение прохождения модуля, каждый раз задавая себе вопрос: «Как именно данная форма активности будет работать па достижение цели модуля? Для чего я ее использую?» Цель, поставленная перед группой, например, в ролевой игре, должна четко соответствовать цели модуля в целом. Задача, предложенная группе в рамках тренингового кейса, должна соответствовать цели, поставленной в рамках модуля. То же самое касается любой(!!!) формы работы с группой, которую планирует тренер.

Приведу пример. Тренинг продаж для сотрудников салона электроники, отдел бытовой электроники. Тема тренингового модуля — работа с возражениями. Цель модуля — научить сотрудников салона эффективно реагировать на возражения клиентов. Этап актуализации опыта. В качестве средства актуализации опыта группы тренер предлагает ей немного подумать и ответить на простой вопрос: какие именно покупатели чаще всего выдвигают возражения при покупке бытовой техники? (Эта форма работы называется фасилитацией, кратко ее процедура описана в четвертой главе этой книги.) Группа добросовестно задумывается, затем начинает отвечать. «Люди пожилого возраста, старушки», «наглые самоуверенные люди, которые считают, что они все знают лучше, чем продавец», «покупатели, которые сами не знают, чего они хотят» и т. д. Какова ценность этой фасилитации? Нулевая — потому что она по теме не соответствует цели тренингового модуля, не работает на ее достижение. Для того чтобы научиться преодолевать возражения покупателя, не надо знать типажей, которые наиболее часто возражают, потому что потенциально возражения могут быть при совершении любой покупки и любым покупателем. Логичнее было бы спросить, что именно вызывает у покупателей дискомфорт, чему именно они возражают — их не устраивает цена, оформление или дизайн, вызывает сомнение материал, из которого выполнено изделие, или производитель. Это соответствовало бы теме и цели тренингового модуля гораздо больше. В приведенном примере тренер при построении тренингового модуля нарушил правило рыбьего скелета, в результате около 15 минут времени и усилия группы ушли «в песок».

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Вконтакте Подписаться на новости Подписаться на новости Подписаться на новости

Популярные статьи

Развитие творческих способностей

Один пятилетний мальчик очень метко выразил сущность творческого процесса: «Рисовать…

Вспомнить всё и еще кое-что...

Наверное, одним из важнейших событий, определивших дух психологии ХХ века, стало открытие…

Как правильно выбрать мебель для детской

Дети - наше все. И мы прикладываем массу усилий, чтобы они росли здоровыми, развивались…

Организация работы педагога-психолога

Деятельность педагога-психолога немыслима без отдельно отведенного пространства. Для…