Основные различия одаренных детей и детей с проблемами в обучении

Дети группы риска.


Основные различия одаренных детей и детей с проблемами в обучении.


Для того чтобы педагогам было легче представить индивидуально-психологические трудности, возникающие у детей разных проблемных групп в ситуации школьного обучения, мы предлагаем рассмотреть следующую таблицу, в которой представлены основные различия одаренных детей и детей с проблемами в обучении (табл. 1).

Таблица 1
Основные различия одаренных детей и детей с проблемами в обучении

Одаренные дети Дети с проблемами в обучении

Особенности в развитии высших психических функций

1. Внимание

Высокий уровень внимания, умение наблюдать за несколькими процессами сразу, быстрая переключаемость внимания, длительность в сохранении интенсивного внимания, высокий объем внимания

Рассеянное внимание, высокая отвлекаемость, быстрая утомляемость, низкий объем внимания, большие трудности в переключении внимания, неспособность к сохранению интенсивного внимания

2. Мышление

Абстрактное мышление:
способность классифицировать и категоризировать разную информацию, широко использовать полученный опыт в других сферах познания;
склонность к систематизации и реорганизации, потребность в коллекционировании, постоянном обновлении и видоизменении;
потребность к познанию и стимулированию разума;
ненасытное любопытство, нескончаемый поток вопросов и требовательных приглашений к диалогу;
полнота и самостоятельность перспективного планирования, развитый самоконтроль, высокая наблюдательность;
взаимозависимость мыслительной деятельности и практических действий (согласованность слов
и действий);
яркие, широкие, конкретные познавательные интересы;
принятие и решение практических задач, требующих предварительного планирования и самоконтроля.

Наглядно-действенное мышление:
слабые (или отсутствующие) способности к классификации и категоризации, неспособность использовать накопленный опыт в другой сфере познания;
отсутствие склонности к реорганизации, обновлению (оформленная однажды экспозиция всегда постоянна);
избегание неуспеха путем отказа принять задачу или выбор задачи минимальной сложности;
познавательная ригидность, инфантилизм, безинициативиость;
отсутствие потребности в планировании, отсутствие познавательного самоконтроля;
большие трудности в соединении теоретических знаний с практическими умениями (рассогласованность в словах и действиях);
слабые проявления познавательных интересов. Недостаточная осмысленность или полное отсутствие выраженных познавательных интересов;
непринятие или непонимание условий задачи.

3. Речь

Ранняя речь, большой словарный запас

Поздняя речь, маленький словарный запас

4. Память

Превосходная память:
способность принять и обработать большое количество информации, неустанный поиск «пищи для ума»;
повышенная биохимическая и электрическая активность мозга;
хорошо развиты все виды памяти: двигательная, эмоциональная, образная, но особенно ярко и выразительно — словесно-логическая;
основные особенности памяти: произвольная и непроизвольная память срабатывает одинаково стабильно, долговременно, часто ребенок транслирует высокий уровень развития оперативной памяти (например, может мгновенно выучить и рассказать стихотворение на утреннике)

Проблемная память:
непринятие большого количества информации, потребность в заучивании (многократном механическом повторении для запоминания);
неспособность удерживать информацию длительное время;
большие проблемы ребенок имеет со словесно-логической памятью, ему трудно вспомнить и пересказать даже самый короткий учебный текст, что препятствует успешному усвоению знаний;
особенно хорошо развита эмоциональная память, фиксирующая положительные и отрицательные эмоции, пережитые чувства, пси- хо-эмоциональные ощущения ребенка, особенностью памяти является кратковременность — ребенку сложно припомнить даже то, что он специально заучивал

5. Воображение

Ярко развитое воображение, постоянная потребность фантазировать

Слабое воображение, неспособность к фантазированию, ребенок не любит рассказывать и даже слушать сказки, рассказы взрослых и сверстников

Психосоциальные аспекты

Сильно развитое чувство справедливости:
наличие личной системы ценностей;
хорошо развитое чувство юмора;
неустанные попытки решать проблемы, которые «не по зубам»;
эмоциональная зависимость, нетерпеливость, несбалансированность, стремление преувеличивать страхи;
эгоцентризм — проецирование собственного восприятия на всех присутствующих, неспособность понять, что другие воспринимают мир по-иному;
социальное неприятие со стороны сверстников, обостренное чувство самовосприятия;
трудности в достижении близких отношений с другими людьми;
преобладание лидерской позиции в поведении;
легкость в поверхностном общении с разными людьми;
способность к партнерству, сотрудничеству

Наличие чувства несправедливого
отношения к себе других людей:
отсутствие личной системы ценностей;
неразвитое чувство юмора;
избегание проблем, нежелание ставить и решать задачи;
эмоциональная зависимость, нетерпеливость, несбалансированность, стремление преувеличивать страхи;
неспособность понять других, неумение, нежелание считаться с требованиями и интересами окружающих;
ограниченный контакт со сверстниками и, как следствие, социальное неприятие с их стороны;
трудности в достижении близких отношений с другими людьми, ущербное чувство самовосприятия;
преобладание ведомой позиции поведения или протеста против педагогического «натиска»

Психофизические характеристики

всегда разнообразны относительно роста, веса, здоровья, поведения;
чаще всего дети рано отказываются от дневного сна, мало спят;
психомоторное развитие — руки нуждаются в тренировке, так как читать и говорить легче и интереснее, что может привести к зависимому поведению;
дети могут иметь стабильную
и нестабильную нервную систему: вступать в межличностные конфликты, «застревать» на своей точке зрения, тяжело переживают полученные психологические травмы;
требуется частая смена форм и видов деятельности, так как ребенок быстро справляется с любым заданием, а также выполняет только то, что нравится ему

всегда разнообразны относительно роста, веса, здоровья, поведения;
чаще всего дети много спят, нуждаются в дневном сне в начальной школе для восстановления сил;
психомоторное развитие происходит сравнительно ровно — ребенок с удовольствием занимается понятным и привычным и несложным для него делом (вырезает, клеит, складывает и т. п.);
дети могут иметь стабильную и нестабильную нервную систему: вступать в межличностные конфликты, «застревать» на своей точке зрения, тяжело переживают полученные психологические травмы;
ребенок нуждается в частом отдыхе на каждом этапе работы

Эта таблица дает возможность педагогам не только понять индивидуальную природу психологических затруднений детей, имеющих различные способности и возможности, но и составить программу психолого-педагогической поддержки каждого ребенка в классно-урочной деятельности.

В школе, где на деле осуществляется индивидуальный подход к обучению и воспитанию каждого ребенка, количество детей, стоящих на внутришкольном учете как «неблагополучные», «педагогически запущенные», всегда очень низкое, или таких детей нет совсем. Это объясняется тем, что, находясь в зоне риска но здоровью, учебной неуспеваемости, имея необеспеченную семью или чувствуя свою «нестандартность» (специальную одаренность), дети своевременно получают необходимую помощь и поддержку от специалистов, работающих в сфере образования.

С.В. Титова

Основные различия одаренных детей и детей с проблемами в обучении.


Классификация проблем школьников группы риска: часть 1.


Ранее опубликовано:

Норма, граница, риск.

.

Дети группы риска в школе

.
Похожие статьи

Комментарии закрыты.