День святого Валентина в школе

Часто ли мы задумываемся о том, какие опасности таит в себе праздник с самым романтичным и теплым названием – День всех влюбленных? Если внимательно приглядеться, то станет очевидным: число счастливых и несчастных школьников в этот день стремится к равенству. Но в силах педагогов это соотношение изменить…

Исходная позиция

День святого Валентина – праздник, к которому в наших школах относятся по-разному. Где-то он принят однозначно («детям нравится!»), где-то к нему настороженно-отстраненное отношение со стороны взрослых («дети как-то празднуют, но мы в это не вмешиваемся»), есть и такие школы, в которых праздник не только игнорируется, но и активно отрицается («не наша эта традиция»). Выбор позиции в отношении любого события и культурной традиции – личное дело каждого педагогического коллектива. Но тем, кто настроен категорически отрицательно, хочется напомнить, что новогоднюю елку в России тоже стали наряжать лишь с конца XIX века, в угоду цариценемке, да и сам Новый год – главный детский праздник страны! – был насильственно насажден на русскую культурную почву чуть более трехсот лет тому назад. Так что «наш – не наш»…

Позиция тех, кто приветствует праздник, понятна: не так много в нашем календарном плане мероприятий и дат, которые будят живой интерес учеников, особенно – подростков. Самостоятельно проявляемая детская активность – что может быть важнее и ценнее для любого дела, затеваемого в школе? Там, где она есть, мероприятие превращается в событие, формальное дело – в неформальное сообщество. Там есть место развитию, там множество плюсов.

Но спонтанная детская инициатива всегда имеет и обратную сторону. Как и любая жизнь, она несет в себе опасность. Кто-то, проникнувшись общим настроением, очень ждал внимания со стороны конкретного человека или кого-то неведомого, но тайно расположенного… и не дождался. Обида, разочарование, ощущение пустоты… А ктото получил заветный или нежданный конвертик, развернул его… и словно ему плеснули грязью в лицо. Обида, чувство унижения, ощущение отверженности… Не всем удается скрыть злость и зависть, когда кто-то неприкрыто и немного напоказ хвастается своим урожаем записочек… В общем, бывают очень опасные, очень сложные ситуации с самыми непредсказуемыми последствиями: это же подростки, у них все всерьез!

Шаги навстречу

Что же делать? Тормозить детскую активность и превращать желанный праздник в отрепетированное педагогическое мероприятие? Отказываться вовсе? Наверное, не стоит идти на крайние меры. Но продумать некоторые шаги, обезопасить  детей от их же собственной не всегда доброй подростковой стихии – стоит. Наверное, у многих накоплен методический багаж таких вот «превентивных» шагов. Позволю себе дать еще несколько советов на основе нашего собственного опыта проведения психолого-педагогической операции под девизом «День святого Валентина – без унижения и потерь».

Шаг первый – образовательный. Есть целый ряд учебных предметов, в рамках которых за две-три недели до праздника можно поговорить с детьми о его истории, имеющихся традициях, какие основные виды валентинок существуют, что принято и что не принято… Это можно сделать в рамках уроков иностранного языка (праздник-то заморский!), технологии, рисования, литературного чтения. На классном часе, в конце концов. Основная задача – дать ребятам в руки культурный образец, на основе которого они смогут создать нечто свое, но одновременно – культуросообразное. Можно оформить стенд, разместить на сайте школы образцы валентинок разных эпох. Не помешают высказывания об этом дне современных знаменитостей, тех, кто в фаворе у подростков.

Шаг второй – профилактический. Мы проводили накануне праздника небольшой социологический опрос во всей школе, в том числе – с участием взрослых. Результаты красочно оформляли и вывешивали на всеобщее обозрение и обсуждение. Ребятам и педагогам задавались вопросы:

  • Зачем придуман этот праздник?
  • В этот день дарят знаки внимания только тем, кого любят, или всем, кто дорог, с кем у тебя хорошие отношения?
  • Ты планируешь дарить в этот день валентинки?
  • Ты надеешься получить их от других?
  • Присылали ли тебе когда-нибудь оскорбительные, неприятные тексты в валентинках?
  • Какие чувства у тебя это вызвало?
  • А ты отправлял когда-либо такие валентинки?
  • Что бы ты себе пожелал на этот день?

У стенда с ответами всегда собирались маленькие и большие группы детей и взрослых: обсуждали, сравнивали со своими ответами, удивлялись и предсказывали… Для нас это была ситуация запуска рефлексии, осмысления предстоящего события, его ценности и возможных неприятностей.

Шаг третий – репрессивный. Это очень спорный шаг, но мы на него пошли. Как и во многих других школах, у нас в этот день работала почта. В перемены ребята бросали в ящик сложенные валентинки, и в начале следующей перемены дежурные их разносили… Так вот, мы почту просматривали и всякую мерзость выбрасывали. Конечно, бывали и заранее заготовленные кем-то запечатанные конверты. Их мы не вскрывали, но действовали по ситуации (смотря кому было адресовано такое письмо). Чаще всего, вручив его адресату, взрослые некоторое время наблюдали за ним (ней), чтобы понять реакцию, вовремя разглядеть боль.

Шаг четвертый – поддерживающий. Мы, взрослые, собирались накануне и обсуждали, кому из детей в этот день понадобится поддержка. Писали таким детям валентинки с добрыми, дружескими словами. Бросали в общий ящик.

И, наконец, шаг пятый, показательный. Мы писали письма и готовили маленькие сюрпризы друг другу и просили разных детей быть нашими почтальонами. Особенно тех, кто вполне мог, с нашей точки зрения, заиграться и сделать кому-то из ребят больно. Мы надеялись, что, если такой подросток будет включен в позитивный процесс, ему в меньшей степени захочется делать гадости.

Конечно, все это ничего не гарантирует. Но дает надежду, что многие из тех, кто мог закончить этот день в агрессии или обиде, завершит его на хорошей ноте. И событие состоится. И дети получат опыт активного проживания и самостоятельного создания такого события для себя и других.

Веселого нам всем праздника!

День святого Валентина завоевал огромную популярность во всем мире. Он берет свои корни в древнеримской языческой традиции, ведет нас к драматическим событиям жизни легендарного епископа Валентина и постепенно набирает национального колорита в различных странах. Традиционно в Валентинов день принято обмениваться поздравлениями, признаниями, подарками и просто светлыми и радостными эмоциями. Американцы дарят своим невестам дорогие марципаны. Англичане поздравляют даже своих домашних питомцев (собак и лошадей) красочными валентинками. Мужчины Японии получают подарки от женщин, причем в основном из шоколада. Здесь очень популярен конкурс на самую громкую валентинку. В Дании модно отправлять в подарок засушенные белые цветы. В Италии этот день называют еще и сладким, так как основным подарком выступают шедевры кондитерского искусства. В Финляндии не только возлюбленные получают сердечные подарки, но и матери отмечают свой праздник! И только в Саудовской Аравии запрещено празднование Дня всех влюбленных под угрозой непомерных административных штрафов.

Марина Битянова,
к.психол.н.

День святого Валентина в школе.


Читайте также:
«От улыбки до жеста» — конкурсная программа к 8 Марта.
Развитие универсальных учебных действий — классный час.
«PR-агентство» — деловая игра для учащихся 8–11-х классов.
Похожие статьи

Комментарии закрыты.